Президент России Владимир Путин в минувший четверг на традиционной ежегодно проводимой им пресс-конференции наконец официально объявил о своих планах участвовать в будущем году в президентских выборах в России. А с выходом соответствующего постановления Совета Федерации был дан официальный старт избирательной кампании. Согласно опубликованному в субботу постановлению Совета Федерации, выборы должны состояться 18 марта 2018 года. Сенаторы также определили объем бюджета предстоящих выборов — 14 миллиардов 807 миллионов рублей. Эти деньги потратят на то, чтобы 880 тысяч избирательных комиссий по всей стране смогли надлежащим образом выполнить возложенные на них обязанности. Между тем, свои кандидатуры на пост президента Российской Федерации уже выдвинули 23 претендента, решившие участвовать в президентской гонке. И, по словам главы Центризбиркома РФ Эллы Памфиловой, число кандидатов на пост претендента еще может увеличиться.
Все известные на данный момент итоги опросов общественного мнения свидетельствуют о значительно более высоком рейтинге популярности Владимира Путина по сравнению с показателями его конкурентов. Независимый фонд «Левада-центр» сообщает о 75% от числа опрошенных, готовых отдать свои голоса Владимиру Путину, а Независимый центр изучения общественного мнения России (ВЦИОМ) сообщает о 82,2 % россиян, намеренных голосовать за действующего президента. Все имеющиеся цифры указывают на грядущую убедительную победу Владимира Путина — причем даже еще более убедительную, чем на предыдущих президентских выборах 2012 года, когда нынешний президент получил 63 % голосов избирателей. Как кажется, Путин, учитывая свой высокий уровень популярности, вступает в предвыборную гонку не как кандидат от правящей партии «Единая Россия», а как независимый кандидат. Хотя он прекрасно знает, что партия «Единая Россия» в полном составе поддержит его. По сути, Владимир Путин, полностью полагаясь на свою победу, участвует в нынешних президентских выборах как кандидат целиком внепартийный, действующий словно вне каких-либо сил, групп или движений; он делает это для того, чтобы потом, в случае победы на выборах, войти в Кремль именно как выдвиженец от российского народа, а не как представитель какой-то особой партии.
Таким образом, хотя на грядущих в России президентских выборах не идет речь о какой-то серьезной предвыборной борьбе (в том числе из-за неспособности всех оппонентов Путина претендовать на поддержку, сопоставимую с той, которую получит он сам), не следует, однако, игнорировать «участие» США в предвыборном политическом процессе в России, и, что важнее, в тех событиях, которые могут произойти в первые дни после обнародования итогов выборов. И Путин, вероятно, обращает на эту проблемы гораздо больше внимания, чем кто-либо другой. Он уже сделал предупреждение на этот счет уже месяц тому назад. Тогда он еще не объявил о своем участии в президентских выборах, но неслучайно сделал ряд заявлений по проблемам допинга в российском спорте, поскольку посчитал эти дебаты и дискуссии (о допинге) прелюдией или генеральной репетицией вмешательства в российские выборы, а не спорт. Несомненно, он помнит и о событиях 2011 и 2012 годов, когда, после завершения парламентских и президентских выборов по улицам российской столицы прокатились акции и демонстрации протеста.
Протестующие пытались оспорить итоги выборов, и таким образом, поставить под сомнение легитимность присутствия в Думе «Единой России», а также законность пребывания самого Путина на посту президента России. Он наверняка помнил обо всем этом, когда 26 ноября подписывал закон о регистрации СМИ в качестве иностранных агентов, чтобы сузить возможности влияния СМИ на политические процессы в России — особенно тех СМИ, которые пользуются особой поддержкой США. Все это делается с целью не допустить повторения событий пятилетней давности. При всем этом озабоченность Москвы в отношении возможного американского вмешательства в предвыборные процессы в России в канун 18 марта не исчезла — к примеру, о ней довольно откровенно высказался глава российского МИДа Сергей Лавров.
Сообщается, что МИД РФ, возможно, даже запретит американским дипломатам и наблюдателям посещать избирательные участки. Все эти проявления озабоченности российских властей можно истолковать в свете недавних откровений и признаний, прозвучавших в заявлениях бывшего советника президента США Дональда Трампа Майкла Капуто, который в интервью телеканалу Fox News подтвердил факты вмешательства США в российские выборы в 1995-м и 1996 году. Он даже сказал и о том, что сам был назначен тогдашним президентом США Биллом Клинтоном в качестве куратора этого процесса. Все эти разоблачения, заявления и признания указывают на то, что атмосфера вокруг выборов 18 марта и для действующего президента и основного претендента будет далеко не безоблачной, пусть его кандидатура на пост главы Кремля и кажется безальтернативной на данный момент.
Сейидрахим Нэмати, политический обозреватель (Тегеран), постоянный автор издания «Javan»