По словам руководителя кафедры тюркологии Национальной академии наук Армении Ваграма Тер-Матевосяна, ситуация вокруг армяно-турецких отношений постепенно окаменевает, потому что после десятилетнего ожидания стало понятно, что связывать какие-либо надежды с властями Турции не реалистично.
В беседе с Tert. am он заметил, что странно, когда Турция реагирует на заявления президента Армении Сержа Саргсяна с трибуны Генассамблеи ООН об отмене протоколов только спустя несколько месяцев.
«Турция сделала это тогда, когда министр иностранных дел Армении Эдвард Налбандян впервые заговорил об этом в Греции, и вновь подтвердил слова президента, не добавляя ни какой новой мысли или комментария. Турция решила выступить с довольно длинным заявлением. Не помню когда в последний раз Турция делала заявлений по этой теме, и это заявление довольно размазано и описывает то, что произошло, еще больше углубляя обрыв, существующий между Арменией и Турцией», — сказал он.
Ваграм Тер-Матевосян объяснил реакцию Турции также тем, что уже ясно, что Армения признает эти протоколы недействительными, и реакция исходит из этого. Предпринимается попытка создать у международного сообщества впечатление, что Армения виновна в невыполнении протоколов, выдвижении предусловий. Но последние турецкие заявления уже показывают, кто на самом деле выдвигает предварительные условия.
По словам Ваграма Тер-Матевосяна, в Турции так и не поняли суть своих отношений с Арменией, настоящий смысл армяно-турецких отношений и существующие сложности. По его мнению, повторяется та же методологическая ошибка, которая была допущена в 2008 — 2009 годах.
В 2008 — 2009 годы взаимное доверие было на достаточно высоком уровне, чтобы Армения и Турция пошли на это. Однако, немного спустя, всем стало понятно, что это довольно трудно, потому что процесс примирения может занять годы, между тем, как нормализация является чередой действий на официальном уровне, которые могут быть осуществлены при наличии политической воли.
Тюрколог с уверенностью отметил, что Турция и не собирается отказываться от своих намерений. Она сейчас тоже продолжит повторять те тезисы, которые повторяла за это время и будет все чаще представлять Армению, как деструктивную сторону, которая была не способна ратифицировать и реализовать протоколы.
Он также заметил, что в Турции во время обсуждений возможной ратификации армяно-турецких протоколов и открытия границ постоянно возникает вопрос — а какая им от этого выгода?
«Им кажется, что открытие границы — это демонстрация доброй воли Турции. Между тем, как грубое нарушение международного права по отношению к Армении до сих пор не получило должного внимания международного сообщества. Такого вопроса нет в Европе. Однако, особенно сейчас, когда Армения стоит ближе к Европе после подписания последнего соглашения (соглашение о всеобъемлющем и расширенном партнерстве, подписанное в ноябре 2017 между ЕС и Арменией — прим. ред.), об этом нужно день и ночь говорить с самых высоких европейских трибун. Турция уже более 26 — 27 лет переварила блокаду Армении, и настало время, чтобы она была привлечена к ответственности. На всех возможных площадках нужно поднимать эту тему», — отметил Ваграм Тер-Матевосян.