Саудовская Аравия впервые проводит чемпионат мира по шахматам спустя почти два года после того, как было принято религиозное решение о запрете этой знаменитой игры. Не осталась в стороне и политика: власти Саудовской Аравии отказали в участии в турнире шахматистам из «сионистского образования».
По мнению наблюдателей, этот шаг является примером новой модели, принятой на вооружение в Саудовской Аравии. Именно политика открытости позволяет королевству проводить такой турнир, но при этом придерживаться традиционных констант, согласно которым израильские игроки лишаются права на участие.
Мировые СМИ отметили прошлые жесткие заявления саудовских религиозных деятелей, которые считают, что шахматы являются «табу» в исламе, поскольку отнимают время и могут привести к вражде между игроками.
Аналогичным образом, высокопоставленные иранские богословы также выступают против этой игры, заявляя, что это может привести к росту азартных игр, что в исламе не допускается.
Газета утверждает, что организация турнира по шахматам является новым шагом в направлении к открытости со стороны саудовского наследного принца Мухаммада ибн Салмана, который стремится к большей социальной свободе, в том числе позволяя женщинам занимать руководящие посты, посещать концерты и кино, а также смягчая правила гендерной сегрегации.
Тем временем на шахматный турнир не могли не повлиять региональные противоречия. Так, Тель-Авив утверждает, что Саудовская Аравия проигнорировала просьбы израильских игроков о выдаче виз для участия в турнире. Между этими двумя странами нет дипломатических отношений.
Турнир, получивший название Международного чемпионата по быстрым шахматам имени короля Салмана, продлится до субботы, в нем примут участие около 240 игроков обоих полов, представляющих 70 стран, в том числе 16 игроков из самой Саудовской Аравии.
В турнире также будут участвовать три лучших мировых шахматиста из Норвегии, Армении и Азербайджана. Также будет наряду с открытым чемпионатом будет проведён женский шахматный турнир.
Согласно газете, женщинам-игрокам будет разрешено надеть темно-синие или черные брюки делового покроя и свитера с высоким горлом и тем самым уклониться от женского дресс-кода, принятого в Саудовской Аравии, в то время как большинство посетителей будут в свободной абае и хиджабе.
Джеймс Дорси (James Dorsey), исследователь-востоковед и старший научный сотрудник Сингапурского университета, сообщил, что королевство получило от Международной шахматной федерации право на проведение чемпионата, затраты на который составили 1,5 миллиона долларов, что в четыре раза больше обычной ежегодной суммы.
«Все, что касается проведения шахматного турнира в Саудовской Аравии, преследует определённые политические цели, будь визовая политика королевства или послабления в области женского дресс-кода», — заключил Джеймс Дорси.
Политическая сторона
Политический аспект чемпионата проявился довольно ярко после израильского протеста по поводу решения Саудовской Аравии, которое опровергло волну слухов, поднявшуюся в последние месяцы по поводу того, что королевство продолжает контактировать с сионистским образованием.
Слухи достигли своего апогея несколько дней назад после того, как Катар заявил, что Эр-Рияд не позволяет его игрокам участвовать в шахматном турнире. В результате, спортивный орган Саудовской Аравии опроверг эту новость и опубликовал имена членов катарской команды, причем все они имеют некатарское происхождение.
Известный саудовский деятель в области СМИ Удван аль-Ахмари подчеркнул важность того, что саудовские власти отказали израильским гражданам в участии в соревнованиях на фоне информационной войны, начавшейся против его страны.
«В Саудовской Аравии вы не встретите какое-либо ликование по поводу того, что власти отказались выдавать визы израильтянам, пожелавшим принять участие в чемпионате по шахматам в Эр-Рияде. Ложь о нормализации отношений с Израилем — лишь малая часть продолжающейся информационной войны » — сказал аль-Ахмари, который близок к кругу лиц, принимающих решения в Саудовской Аравии. Масштаб обсуждений шахматного турнира значительно сократился в катарских СМИ, то же самое касается обсуждения предполагаемых взаимоотношениях между Эр-Риядом и Тель-Авивом в различных СМИ в Катаре, Иране и даже Турции.
Во вторник в рамках одной из передач катарской телекомпании «Аль-Джазира» (Al Jazeera) были поставлены под сомнение все новости о взаимоотношениях между двумя странами после того, как саудовские власти запретили израильским игрокам участвовать в турнире.
Это редкое событие на катарском телеканале, который полностью встал на сторону Катара, когда в июне прошлого года разгорелся кризис в Персидском заливе. Тем самым Саудовская Аравия «сблизилась» с правительственным каналом, на который она нападала в течение нескольких месяцев кризиса.
До эскалации напряженности в отношениях между Саудовской Аравией и Израилем заголовки крупных катарских газет и телевизионных сообщений звучали в таком контексте: «Саудовская Аравия позволяет израильским игрокам участвовать в шахматном турнире и лишает такой возможности игроков из Катара».
Известный политик в Саудовской Аравии Кассаб аль-Утейби подверг критике то, что обвинения против королевства исходят от тех стран, которые давно и публично поддерживают отношения с Израилем, ссылаясь на Турцию и Катар. Он сказал: «Для меня является загадкой то, что некоторые арабские страны выражают свой гнев в адрес Саудовской Аравии, хотя между ней и Израилем нет никаких связей, в то время как они поддерживают дипломатические отношения с Израилем и не произносят ни слова об этом».