МОСКВА — Норвежцы, уговорившие Берга взять с собой деньги, должны были понимать, что делают, говорит адвокат обвиняемого в шпионаже норвежца в Москве.
«Если уж едешь в Россию, не можешь ли с собой два этих конверта прихватить?»
Обвиняемый в шпионаже Фруде Берг говорит, что с этим вопросом к нему в Норвегии обратились два человека. По его словам, эти двое также уговорили его поехать в Москву именно 4-6 декабря и захватить от них 3 тысячи евро.
Один из этих двоих был знакомым Берга, которому он доверял.
Со вторым Берг до этого знаком не был.
Это выяснилось в ходе беседы обвиняемого в шпионаже норвежца с его российским адвокатом, Ильей Новиковым.
«Его попросили его норвежские друзья, они же настояли на том, чтобы он поехал в Москву именно в эти дни», — говорит Новиков.
«Я совершенно уверен в двух вещах: ФСБ заранее знала, что Берг приедет в Москву именно в это время. И те люди — его норвежские друзья, которые его уговорили — это знали. И наиболее вероятно то, что они должны были понимать, что делают», — говорит Новиков.
Провокация ФСБ или неудавшийся шпионаж
Двое норвежских граждан играли ключевую роль в том, чтобы уговорить Фруде Берга поехать в Москву, по словам его российского адвоката.
Вечером 5 декабря Фруде Берга арестовали в нескольких метрах от гостиницы «Метрополь», он направлялся к Театральной площади в центре Москвы.
Это самое крупное и самое серьезное дело между Норвегией и Россией за очень долгий период, и оно может иметь большие последствия.
По утверждению российской службы безопасности ФСБ, Берга поймали с поличным на шпионаже.
Российский адвокат Берга говорит, что он отправлялся на почту с письмами, которые взял с собой из Норвегии.
«Мы еще не знаем, была ли это провокация, когда соответствующие лица скоординировали это с ФСБ, или же это на самом деле была неудачная операция разведки. Я не стал бы исключать ни то, ни другое», — говорит Новиков.
ФАКТЫ: ОБВИНЯЕТСЯ В ШПИОНАЖЕ, РИСКУЕТ ПОЛУЧИТЬ 20 ЛЕТ ТЮРЕМНОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
Инспектор пограничной службы на пенсии Фруде Берг 4 декабря отправился из Киркенеса в Москву.
Во второй половине дня 5 декабря он был арестован сотрудниками ФСБ.
Сейчас он до 5 февраля находится в печально известном СИЗО «Лефортово» в Москве.
Следствие по делу может продолжаться минимум шесть месяцев, а то и дольше.
Статья о шпионаже, по которой обвиняется Берг, предусматривает наказание от 10 до 20 лет.
После шпионского дела американца Эдмонда Поупа в 2000 году еще ни один гражданин какой-либо западноевропейской страны не арестовывался, не обвинялся и не был взят под стражу за шпионаж в России. После восьми месяцев пребывания в российской тюрьме Поуп был помилован, в частности, по состоянию здоровья.
ФСБ знала о поездке Берга заранее
Обвинения ФСБ в адрес Фруде Берга и способ, которым было проведено задержание после большой операции, связанной со слежкой, показывает, что российская спецслужба прекрасно была обо всем осведомлена.
«Совершенно очевидно, что, если бы Фруде Берг понимал, во что они его втягивали, он бы, конечно, никогда бы не согласился. Это был бы совершенно очевидный и бессмысленный риск. Его просто провели и уговорили поехать в Россию».
Он обязан держать имена в секрете
— А кто были эти люди, давшие ему деньги и конверты, которые были у него при себе в момент задержания?
— Я не буду называть имена. Это запрещено российскими правилами. Если в этом деле и есть вообще какие-то иностранные шпионы, то это не Берг, а те, кто его обманул, — говорит Новиков.
— Чем раньше мы сможем выяснить и подтвердить это, тем вероятнее будет, что ФСБ проявит готовность посмотреть на все это дело под другим углом и согласиться с тем, что Берга просто провели. По российскому законодательству, это не является уголовно наказуемым. Это тот единственный маленький шанс, который у нас есть, — говорит известный российский адвокат.
— А почему Берг взял с собой в Москву деньги и конверты?
— Они его спросили: «Когда будешь в России, сможешь тогда отправить два этих конверта? Это же несложно». Это верно. Когда я езжу в Киев, мои друзья тоже часто просят меня взять с собой немного денег или какие-то вещи. Это совершенно обычное дело. Я и сам так много раз делал, — говорит Новиков.
— Российские СМИ утверждали, основываясь на анонимных источниках, что Берга взяли с поличным?
— Единственное, что он собирался сделать, когда они его арестовали — пойти в отделение «Почты России» и отправить два этих конверта по почте.
Российские СМИ, основывающиеся на анонимных источниках ФСБ, увязали арест Берга с делом о предательстве, в котором фигурирует один россиянин, которого посадили в тюрьму 30 ноября по обвинению в том, что он выдал иностранной разведке военные тайны о российском военно-морском флоте.
— Мы ничего исключать не можем, но сейчас у нас нет об этом никакой информации, — говорит Новиков.
Берг — своему адвокату: «Я был наивен»
«Я был наивен», — вот что Берг, якобы, сказал своему адвокату, когда встретился с ним впервые.
На тот момент у него со дня ареста никакого нормального адвоката не было.
Новиков — один из самых успешных и известных адвокатов в России, он, в частности, защищал украинку Надежду Савченко.
Опытный российский адвокат говорит, что то, как норвежец ведет себя после ареста, убедило его, помимо прочего, в том, что Фруде Берг не виновен.
«Совершенно очевидно, что люди, вовлеченные в разные формы профессиональной разведывательной деятельности, заранее проходят хотя бы минимальное обучение. У них есть какое-то представление о том, что они должны будут делать сразу после ареста и в последующие дни. Поведение Берга после задержания со всей очевидностью говорит о том, что он вообще ничего не понимал. Он понятия не имел о том, что ему надо было говорить, или как он должен был себя вести. Он казался совершенно к этому не готовым и крайне удивленным», — говорит адвокат.
ФСБ одобрила адвоката Берга
Российская служба безопасности в четверг дала ответ, что одобряет Илью Новикова в качестве адвоката Берга.
Это означает, что защитник норвежца в Москве сейчас впервые сможет ознакомиться с документами дела.
— Это значит, что я обязан молчать. В этом интервью Aftenposten я могу говорить довольно открыто о каких-то деталях, потому что я еще не получил доступа ни к какой секретной информации.
— Но начиная с того момента, когда я увижу документы и подробности дела, будет так: чем больше я буду знать, тем меньше я смогу говорить, — говорит Новиков.