О том, чего Украине ждать от нового министра иностранных дел Польши Яцека Чапутовича, «Апострофу» рассказал польский журналист и писатель Веслав Романовски.
По моему мнению, назначение нового министра иностранных дел Польши призвано улучшить отношения страны с Европой. Это самая главная задача, это новый период правительства Ярослава Качиньского, так как именно он является его стратегом. После двух лет очень напряженной ситуации в отношениях Польши с Брюсселем он принял решение, что их следует улучшить.
По моему мнению, работой Ващиковского во власти довольны, но появились новые проблемы и задачи. Я считаю, что Ващиковский — очень эксцентричный человек. И уже сам хеппенинг (показательная импровизация; в искусствоведении — разновидность акционизма, — «Апостроф») во Львове должен был стать причиной его увольнения (Ващиковский во время визита во Львов отказался посетить Национальный музей-мемориал жертв оккупационных режимов «Тюрьма на Лонцкого» из-за позиции его директора Руслана Забилого, что Польша в 1918 году оккупировала Западную Украину, — «Апостроф»). Существенное ухудшение отношений между Украиной и Польшей — это следствие его работы. Но главная задача и нового премьер-министра, и нового министра иностранных дел — это отношения Польши с ЕС.
Я ожидаю, что Бандера не будет приоритетом польской политики на украинском направлении, что будет изменение этой политики, смена приоритетов. Нам надо подождать, что новый министр скажет в парламенте и на тему отношений с Европой, и на тему отношений с Украиной. Я не очень скептически настроен относительно нового министра и рассчитываю, что он изменит политику Польши относительно Украины. А как оно будет, увидим после его первой речи и первых шагов.
По моему мнению, это может быть новым этапом отношений с Европой и Украиной, потому что есть новая ситуация и новые задачи. Нужно также помнить, что через два года в Польше будут парламентские выборы. И если PiS (правящая партия «Право и Справедливость», — «Апостроф») хочет выиграть эти выборы, ей надо менять свою политику, в том числе, в отношении Украины. Историческая политика Польши, на мой взгляд, себя исчерпала, надо искать новые идеи и формы, так как ситуация в Польше и в Европе очень быстро меняется.
Отношения Польши с Украиной похожи на отношения Польши с ЕС. Качиньский пришел к выводу, что пришел конец политике антиевропейской. Она очень нравится части его электората, но он пришел к выводу, что дальше будет больше терять от этой политики, чем получать дивиденды. Думаю, то же самое и с политикой в отношении Украины.
Было время, когда она была нужна для мобилизации электората — это и объединяет политику Польши на украинском и европейском направлениях. Но есть новая ситуация: Польша оказалась в изоляции, вот это самая главная проблема. Качиньский пришел к выводу, что надо что-то менять, что конфликт с Европой нам не нужен.