Бывший глава украинской службы внешней разведки генерал Виктор Иванович Гвоздь рассказывает нам о проблемах, с которыми столкнулась Украина в мятежных пророссийских регионах на востоке страны, а также об отношениях с Россией, которую Киев обвиняет во вмешательстве в донбасский конфликт, хотя президент Владимир Путин недавно заявил, что российских войск на Донбассе нет.
— Jutarnji list: Какая ситуация сейчас сложилась на линии разграничения на Восточной Украине?
— Виктор Гвоздь: Ситуация в зоне конфликта на Восточной Украине остается стабильно напряженной. После достижения в августе 2017 года договоренности о примирении на линии конфликта пророссийские силы отчасти снизили интенсивность огня, хотя и продолжают ежедневно обстреливать украинские позиции. Они применяют стрелковое, а также тяжелое вооружение, запрещенное Минскими договоренностями. Также они применяют танки, артиллерию и системы реактивного залпового огня. Наиболее тяжелой ситуация остается на ключевых отрезках фронта, наиболее важных для обеих сторон, особенно близ Мариуполя, Донецка, Светлодарской дуги в направлении Дебальцево и Луганска.
— Насколько велика опасность того, что кризис выльется в «замороженный конфликт», как в Абхазии или Приднестровье?
— Трансформация кризиса на Восточной Украине в «замороженный конфликт» по образцу Приднестровья, Абхазии и Южной Осетии сегодня является главной целью Москвы. Так Россия хочет создать предпосылки для снятия западных санкций, а также заполучить мощный инструмент давления на Украину, ее внешнюю и внутреннюю политику. Именно поэтому Россия требует от Киева выполнения политической части Минских договоренностей — прежде всего, в части признания особого статуса самопровозглашенных республик — до вывода российских войск из мятежных регионов Донбасса и восстановления контроля над украинскими восточными территориями. Есть у Москвы определенные планы и относительно присутствия международных миротворческих сил на Донбассе. Россия добивается их размещения только на линии соприкосновения сторон при обязательном участии российских военных подразделений. Украина и ее западные партнеры вполне понимают подобные намерения Москвы и их последствия и никогда не согласятся на «замораживание» конфликта на Донбассе по российскому сценарию. Россия хочет заставить Украину, а также Соединенные Штаты и Евросоюз изменить свою позицию в этом вопросе и именно поэтому продолжает обострять вооруженный конфликт на Донбассе.
— Похоже, все идет к тому, что Донбасс надолго сохранит статус-кво, который трудно будет преодолеть, особенно если учесть, что и у ЕС, точнее у Германии, есть собственные предложения.
— Главная проблема в реализации Минских договоренностей заключается в попытках России заставить Украину согласиться на российскую трактовку их исполнения, а она в действительности предполагает «замораживание» конфликта на Донбассе. Суть подобного подхода состоит в том, что Украина выполнит политическую часть мирного плана прежде, чем Россия выполнит собственные обязательства. Определенной модификацией такого варианта является так называемая формула Штайнмайера (бывший министр иностранных дел, а теперь федеральный президент Германии — прим. авт.), которая предполагает одновременное проведение процессов в сфере политики и безопасности. Оба эти варианта неприемлемы для Украины, поскольку они не соответствуют Минским договоренностям, которые предусматривают решение политических вопросов только после реализации пунктов, связанных с безопасностью. Скажем, согласись Украина на российское предложение, у России появится возможность сохранить контроль над оккупированными территориями и власть в самопровозглашенных псевдо-государствах. Кроме того, как подтверждает опыт Приднестровья, Абхазии и Южной Осетии, Россия ни за что не выведет свои войска с территории, которую контролирует, а оставит их под видом «местных повстанцев», миротворческих сил или российских военных баз.
— В Москве утверждают, что Украина не соблюдает Минские договоренности, которые требуют изменения конституции для предоставления Донецку и Луганску широкой автономии.
— Я должен сказать, что 16 сентября 2014 года Верховная рада Украины приняла Закон под номером 1680-VII «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей», также известный как закон об особом статусе Донбасса. Кроме того, 31 августа 2015 года парламент предварительно одобрил законопроект «об изменениях в Конституции Украины в части децентрализации власти». В этих документах полностью учитываются требования, предъявляемые Минскими договоренностями. Но применение этих законов возможно только после того, как Россия выполнит собственные обязательства, то есть после вывода российских войск с оккупированных территорий Донбасса и передачи под контроль Украины ее восточной границы, что и предполагает мирный план.
— Но Россия отрицает, что там находятся ее регулярные подразделения. Есть ли у Вас какие-то конкретные доказательства тому? И опасаетесь ли Вы, что предоставление «широкой автономии» на самом деле превратит Украину в «новую Боснию и Герцеговину», то есть создаст предпосылки для федерализации Украины?
— В случае полного выполнения Минских договоренностей Донбасс, как и другие регионы Украины, получит большую автономию от центральной власти. При этом Украина сохранит целостность и централизованную систему государственного управления в ключевых вопросах жизни страны, в частности, в сфере единой внешней политики и в вопросах безопасности. Также Украина будет иметь единые вооруженные силы. Напротив, реализация Минских договоренностей по российскому сценарию неизбежно приведет к дезинтеграции Украины по модели Боснии и Герцеговины, а в этом и заключается цель России.
— Россия и Украина по-разному смотрят на степень автономии. Что Киев готов предложить Донбассу?
— Уровень автономии Донбасса был определен и согласован в связи с Минскими договоренностями, а также утвержден в упомянутых украинских законах. Согласно этим документам, для особых территорий Донбасса предполагается амнистия участников незаконных вооруженных формирований, поддержка русского языка, его употребление в учреждениях и в быту, его преподавание, как и других языков. Кроме того, предполагается проведение свободных региональных выборов, особая процедура назначения судей и прокуроров, которых будут назначать местные власти, а не Киев, возможность подписания договоренностей между правительством Украины или другими центральными органами исполнительной власти с органами местного самоуправления об экономическом, социальном и культурном развитии определенных регионов, право местных властей на формирование отрядов народного ополчения, укрепление добрососедских отношений между местными субъектами и административно-территориальными единицами России на основании договора о трансграничном сотрудничестве.
— Как Украина оценивает возможности вернуть себе территории, которые сейчас контролируют пророссийские сепаратисты?
— Во-первых, оккупированные территории Украины контролируют не сепаратисты, а Россия и ее вооруженные силы. Во-вторых, Украина отстаивает мирное решение конфликта в рамках Минских договоренностей и именно на это направляет все свои усилия. Если Россия возобновит агрессию на Донбассе, вооруженные силы Украины смогут дать достойный отпор. Если для того сложатся благоприятные условия, Украина может перейти в контрнаступление и вернуть себе контроль над своими оккупированными территориями.
— Россия предлагает прямые переговоры между повстанцами и Киевом. Согласны ли Вы на это? Какими Вы видите эти переговоры?
— Прямые переговоры с лидерами самопровозглашенных республик Донецка и Луганска совершенно неприемлемы для Украины, поскольку тем самым мы практически признали бы их. Для Украины главная сторона конфликта — это Россия, поэтому переговоры возможны только с ней при посредничестве других стран и организаций. Связь с представителями самопровозглашенных республик поддерживается только в виде их приглашения присутствовать на заседаниях трехсторонней (минской) контактной группы.
— Европа все чаще заявляет о том, что «Крым — свершившийся факт», так не стоит ли подходить к ситуации с этой перспективы?
— Это совершенно не соответствует истине. Например, в ноябре 2016 года комитет Генассамблеи ООН по правам человека поддержал украинский проект резолюции о состоянии прав человека в Автономной Республике Крым и в городе Севастополь. В этой резолюции ООН впервые однозначно назвала Россию государством-оккупантом, а Крым и Севастополь — оккупированными территориями. Недавние решения других значимых международных организаций, в том числе, Международного суда ООН, также подтверждают, что мир не забыл о Крыме. Это доказывает и недавнее решение США и ЕС о продолжении антироссийских санкций, которые сохранятся до тех пор, пока Крым не вернется к Украине.
— А как вы собираетесь вернуть Крым?
— Как и в случае с Донбассом, Украина выступает за мирное возвращение Крыма. Мы понимаем, что это возможно только при активной поддержке международного сообщества. Поэтому мы будем, прежде всего, работать над тем, чтобы привлекать внимание мира к проблеме российской аннексии полуострова, инициируя соответствующие решения ООН, ОБСЕ и Международного суда.
— Некоторые западные СМИ утверждают, что на украинские спецслужбы все еще оказывает влияние российская ФСБ.
— К сожалению, в определенной степени это правда. Сразу после распада СССР Россия начала формировать свое лобби в украинских спецслужбах. Сначала основой этого лобби стали офицеры русского происхождения, оставшиеся на территории Украины или специально внедренные в ее структуры. В этом России очень пригодилась практика СССР, когда в состав советской армии на территории Украины, в том числе военной разведки, включались в основном кадры из России. То же самое практиковалось в случае КГБ, на базе которого и была создана Служба безопасности Украины. Потом Россия продолжила вербовать сотрудников украинских спецслужб, и особенный размах вербовка приобрела во время режима Виктора Януковича. Поэтому в период с 2010 по 2013 годы Москва значительно укрепила свое влияние на работу служб безопасности Украины, практически взяв под контроль их руководство и деморализовав остальных сотрудников. Это помешало им предупредить о вооруженной агрессии Российской Федерации. После смены власти на Украине началась масштабная работа по чистке спецслужб. Это сложный и продолжительный процесс, особенно в условиях войны.