7 декабря Владимир Путин объявил о выдвижении своей кандидатуры на президентских выборах в марте 2018 года. С тех пор не были представлены ни программа, ни план работы на его запланированный четвертый срок с 2018 по 2024 год и похоже, что в ближайшее время этого не произойдет. Однако на основании определенных тенденций в России уже можно предположить, что остальной мир может ожидать от путинской России 4.0
Когда Путин заявил о своем решении в очередной раз баллотироваться на этот пост, российские элиты, вероятно, с облегчением вздохнули. Тот факт, что российское руководство при Путине является не неким целым, а скорее конгломератом из различных групп элит с собственными интересами и целями, которые борются за ресурсы и пытаются ослабить друг друга, некоторые эксперты по России комментируют следующим образом: «В Кремле много башен». В этой системе Путин играет роль модератора в соревновании и главного судьи в конфликтах между этими элитами.
С Путиным вся система разрушится
Такая роль Путина уникальна: эту систему он создал сам и для себя, что означает, что его возможное удаление из судейства, например, если он проиграет президентские выборы в марте, вызовет драматическую дестабилизацию и в конечном итоге коллапс. Можно сказать, что элитам президентство Путина нужно больше, чем ему самому. Но оно нужно и самому Путину. Ибо он еще не нашел кандидата, который бы победил его на выборах и обеспечил бы для него такой же иммунитет, какой в 2000 году он обеспечил Борису Ельцину, став его преемником. И если он найдет подходящую личность, то нельзя исходить из того, что его или ее — если это будет женщина, что совершенно невероятно — российские элиты признают в качестве судьи в их конфликтах. При этом одну группу это усилит, а другую, напротив, ослабит, что нарушит весь баланс системы.
Однако уже сейчас можно наблюдать дестабилизацию путинской системы. Возмутителем спокойствия является Сечин, исполнительный директор государственного нефтяного концерна Роснефть, состоящий в санкционных списках США. Этот предводитель одной из самых консервативных групп элит является доверенным лицом Путина, которого сопровождает с 1994 года на различных его постах, В прошлом году Сечин инициировал с помощью ФСБ антикоррупционный процесс против бывшего министра экономики Алексея Улюкаева, который, по словам самого Сечина, вымогал у него взятку. В декабре 2017 года Улюкаева приговорили к восьми годам тюремного заключения в одной из колоний.
Начав расследование против Улюкаева, Сечин тем самым нарушил негласное правило, действующее среди российской элиты: разрешать конфликты между собой, а не публично.
Ультраконсерваторы нарушают внутренний баланс
Дело Улюкаева вызвало огромный интерес, однако речь шла не о нем: по сравнению с Сечиным он — фигура незначительная. Гораздо больше этот дерзкий и бессовестный шахматный ход должен был унизить и ослабить тот идеологический и экономически-либеральный кружок вокруг премьер-министра Дмитрия Медведева, к которому принадлежал Улюкаев. Этот шаг показал, что ультраконсервативная группа Сечина берет верх в путинской системе и тем самым нарушает внутреннее равновесие.
Есть несколько других индикаторов, указывающих на то, что система Путина в его четвертый срок станет не только еще более консервативной и реакционной, но и приобретет антизападную окраску. Так, о выдвижении кандидатуры Путина на президентских выборах было объявлено на выставке «Россия — моя история» 26 декабря 2017 года. Эта выставка была организована русским православным епископом Тихоном, которого считают духовником руководителя Кремля. Тихон является также неофициальным руководителем монархического и крайне консервативного кружка внутри русской православной церкви.
Выбор такого места для официального сообщения о кандидатуре имеет символический характер: многие российские историки считают, что выставка Тихона, представляющая собой собрание неверных сведений, поддерживает консерватизм и авторитаризм и показывает, что все попытки демократизации России представляют собой интриги Запада, которые, конечно, чужды русскому народу.
Дестабилизация ограничивает гибкость Кремля
Злоупотребление историей и исторический ревизионизм Кремля, узаконивание откровенно авторитарных практик и растущее увлечение «западными заговорами» проявилось недавно и в одном интервью с Александром Бортниковым, главой Федеральной Службы Безопасности, которая обладает в путинской системе также немалой властью. Бортников защищал масштабные политические репрессии Иосифа Сталина с помощью аргумента, что Сталин боролся против «иностранных агентов». По его мнению, борьба против «пятой колонны» в России должна быть продолжена, так как «разрушение России все еще является на Западе навязчивой идеей».
Рост влияния ультраконсерваторов дестабилизирует путинскую систему, и эта дестабилизация ограничивает гибкость руководства российского государства — ту гибкость, которая до сих пор была большим преимуществом этой системы, как в России, так и в мире. Теперь, похоже, Россия 4.0 будет мобилизовывать общество на поддержку Кремля с тремя главными темами: с историческим величием страны, с несовместимостью России с демократией и со сказками о западном заговоре.
На фоне растущего экономического и социального упадка это означает, что репрессии в стране и агрессия в отношениях с заграницей будут возрастать.