Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Российские истребители в европейском небе: новая холодная война?

© РИА Новости Максим Блинов / Перейти в фотобанкСамолет Т-50 во время показательных выступлений на Международном авиационно-космическом салоне МАКС 2015 в подмосковном Жуковском
Самолет Т-50 во время показательных выступлений на Международном авиационно-космическом салоне МАКС 2015 в подмосковном Жуковском
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Российские самолеты регулярно появляются в воздушном пространстве членов НАТО или у его границ. На днях российские Ту-160 оказались вблизи воздушного пространства стран Бенилюкса, ранее российские истребители появлялись в Эстонии, Литве и Польше. Много вопросов возникло и в связи с учениями «Запад-2017». Можно ли сказать, что число неоднозначных российских акций увеличивается?

В последние месяцы российские истребители вновь начали появляться в воздушном пространстве стран-членов НАТО. Многие публицисты называют эти инциденты невинной «игрой мускулами». С их оценкой не согласен эксперт Польского института международных отношений (PISM) Войчех Лоренц (Wojciech Lorenz).

 

Все члены Североатлантического альянса придерживаются в сфере безопасности жестких процедур. «В этих странах работает система интегрированной защиты воздушного пространства, это означает, что каждое государство должно обладать потенциалом, позволяющим реагировать на случаи его нарушения», — объясняет эксперт.


Государство, в воздушном пространстве которого появился иностранный самолет, обязано поднять в воздух свои истребители, чтобы оценить уровень угрозы. Иногда бывает так, что принадлежащая другому государству машина, оказалась в чужом воздушном пространстве случайно. Собеседник нашего портала подчеркивает, что ключевое значение в этом контексте имеет проверка «заблудившегося» самолета.


«Страна-член НАТО обязана проверить машину: выяснить, какой стране она принадлежит, почему она появилась в данном месте. В зависимости от ответа на эти вопросы предпринимаются соответствующие действия. Если мы имеем дело с самолетом, который сбился с пути, с ним пытаются установить связь, а потом помогают ему выйти на верный курс. Если это военный самолет, и возникают подозрения, что его действия носят провокационный характер, следует обозначить свои возможности в сфере обороны.


Истребители могут сопроводить заблудившийся самолет или, если есть подозрения, что он проник в чужое воздушное пространство с враждебными намерениями, вынудить его совершить посадку», — перечисляет Лоренц. Каков уровень угрозы, решают пилоты истребителей той страны, в воздушном пространстве которой появился нарушитель. Часто выводы можно сделать по поведению пилота.


«Сначала предпринимаются попытки установить радиоконтакт, если они оказываются безрезультатными, а пилот не реагирует, используется система подачи сигналов: следует подлететь к чужой машине, показать ей направление движения. Можно также заставить ее пилота пойти на посадку. Одна из самых радикальных мер — демонстрация боевого арсенала, которым оснащен сопровождающий иностранную машину самолет», — рассказывает эксперт.


Россия увеличивает активность?


Российские самолеты довольно регулярно появляются в воздушном пространстве членов НАТО или у его границ. В понедельник российские Ту-160 оказались вблизи воздушного пространства стран Бенилюкса, ранее российские истребители появлялись в Эстонии, Литве и Польше, кроме того, происходили инциденты с участием российских и американских машин в Сирии, много вопросов возникло также в связи с учениями «Запад-2017». Можно ли сказать, что число неоднозначных российских акций увеличивается? «В первую очередь следует четко указывать, проник ли самолет в воздушное пространство той или иной страны.


Что касается инцидента, произошедшего в понедельник, то Ту-160 следовал вдоль воздушной границы НАТО и береговой линии Норвегии, потом он свернул к югу, и его перехватили бельгийские истребители. Норвежские машины не могли подняться в воздух из-за сильного ветра, — объясняет Лоренц. — Случаи нарушения воздушного пространства тоже нередки. В последние годы активность России (ее авиации и военного флота) поблизости от границ стран-членов НАТО возросла».


Цели Путина


Эксперт считает, что цели России следует рассматривать в контексте нескольких аспектов. «Во-первых, в отношениях между Москвой и Альянсом возросла напряженность. Своими активными действиями Россия стремится показать, что она способна защитить Кольский полуостров, на котором базируется большая часть кораблей Северного флота и подводные лодки с ядерным оружием — важный элемент ее программы сдерживания. Если возникнет конфликт с НАТО, России понадобится создать буферную зону, „бастион", она не допустит, чтобы в это пространство могли проникнуть воздушные силы или военный флот Альянса. Это гарантия российской безопасности: подлодки должны иметь возможность выйти в открытое море, оставшись незамеченными», — говорит Лоренц.


Второй элемент российской политики — это давление на членов НАТО. «Россияне не способны проникнуть в натовское воздушное пространство достаточно глубоко, они могут только провокационным образом его нарушать в небе над странами Балтии и приближаться к его границе на севере или на юге. При этом на северном направлении Россия действует наиболее активно: если вылететь с Кольского полуострова и двигаться вдоль Норвегии, можно добраться до Великобритании, — продолжает аналитик. — Присутствие российских самолетов указывает на то, что в случае роста напряженности или кризиса, который мог бы переродиться в военную конфронтацию, россияне прибегнут к ядерному шантажу, стремясь склонить страны Альянса (в первую очередь таких сильных его членов, как Великобритания) отказаться от помощи другим странам».


Кроме того, Москва собирает данные, которые позволят ей оценить насколько быстро способны реагировать страны-члены НАТО, какими вооружениями они обладают, как функционируют их оборонительные системы. «Благодаря таким полетам россияне проверяют, какова скорость реакции Альянса. Если норвежские самолеты не смогли в понедельник подняться в воздух из-за слишком сильного ветра, это уже важная для Москвы информация», — отмечает наш собеседник.


Следующая цель российской политики — это напоминающее действия СССР и США эпохи холодной войны сознательное стремление создать ощущение напряженности. «Есть темы, в которых Альянс и Россия не могут придти к согласию. Это, например, Украина, архитектура европейской безопасности, статус постсоветского пространства или будущее натовской политики открытых дверей. Москва при помощи своих провокационных действий (не только акций авиации, но также военных учений или демонстративного запуска ракет, которые могут переносить ядерные боеголовки) хочет „поднять ставки". План Путина таков: дестабилизировать ситуацию в регионе настолько, чтобы Североатлантический альянс был вынужден пойти России на уступки», — предполагает Лоренц.


Следующая цель Кремля — это блокирование морских путей в Европу для США. Может ли он ее добиться? «У российского флота должна быть возможность выйти в Атлантический океан. Путь из США в Европу проходит через район между Исландией, Гренландией и Великобританией. Если там окажутся российские надводные корабли и подводные лодки, они смогут его заблокировать», — полагает аналитик.


Новая холодная война?


Эксперт называет современные отношения между НАТО и Россией исключительно напряженными. Некоторые публицисты считают российские действия «игрой мускулами», однако, на его взгляд, последствия российских провокаций могут оказаться куда более серьезными. «Используя такие формулировки, мы принижаем серьезность проблемы: читатели или слушатели делают вывод, что российские акции рассчитаны лишь на внешний эффект. На самом деле это важный элемент российской политики безопасности, который может оказать сильное влияние на уровень безопасности в странах-членах НАТО», — говорит Лоренц.

 

Сложные отношения между Москвой и Альянсом навевают воспоминания об эпохе холодной войны. Сходства с этим периодом можно обнаружить также в интенсивном наращивании военного потенциала в буферных зонах. «Инвестиции в новые вооружения — это тенденция, которая снижает, а не повышает уровень безопасности в Европе. С другой стороны, НАТО предпринимает шаги, призванные сдержать Россию и показать, что Альянс на самом деле готов защищать свою территорию. Речь идет в первую очередь о том, чтобы Москва не решила проверить, насколько надежны натовские гарантии, ведь это может привести к серьезному кризису, — подчеркивает эксперт. — Нужно показать, что мы готовы активно обороняться. Присутствие международных батальонных групп в странах Балтии и Польше — это так называемый детонатор: если Россия нападет на восточный фланг Альянса, тот автоматически вступит в конфликт, будет вынужден реагировать. Это важный элемент в политике сдерживания. Благодаря этим гарантиям мы можем чуть спокойнее взирать на угрозы Москвы, ведь Альянс и его ключевой член, США, вряд ли позволят Путину себя запугать», — подводит итог Войчех Лоренц.