Чехи решили, что в условиях миграционного кризиса, который переживает ЕС, у власти в стране должны стоять жесткие люди, как президент Милош Земан и премьер-министр Андрей Бабиш, которые не склонны идти на уступки Брюсселю.
В Чехии подвели итоги первого тура президентских выборов. Девять кандидатов на пост главы государства набрали менее 50% голосов, в связи с чем страну ожидает второй тур президентских выборов 26 — 27 января. В любом случае действующий президент Милош Земан, который баллотируется на второй срок, опередил по количеству голосов своих основных оппонентов в лице бывшего президента Академии наук Чехии Иржи Драгоша и музыкального продюсера Михала Горачека. За Земана проголосовали 38,6% чешских избирателей, в то время как за Драгоша, с которым он встретится во втором туре, — только 26,6%. Милош Земан является одним из наиболее одиозных европейских лидеров. Несмотря на то, что Чехия является парламентской республикой, где президент выполняет представительские функции, а его полномочия сведены к минимуму, Земан пользуется авторитетом среди евроскептиков и выполняет роль проводника информационного влияния России в Евросоюзе.
Он призывает отменить антироссийские санкции и считает, что они противоречат экономическим и энергетическим интересам ЕС. Чешский президент признает аннексию Крыма как свершившийся факт. Земан убежден, что России стоит предоставить Украине контрибуцию в финансовом выражении или в виде поставок природного газа, чтобы закрыть крымский вопрос. Земан является последовательным евроскептиком и не разделяет подходов Евросоюза в сфере урегулирования миграционного кризиса. На прошлогодних парламентских выборах большинство чехов проголосовало за партию АНО-2011 бизнесмена Андрея Бабиша, который имеет репутацию протеже президента. Спустя четверть века после постсоциалистической трансформации и выхода из орбиты влияния Москвы чешское общество поддерживает угодных Кремлю политиков. На это существует ряд причин.
Земан — защитник чешской идентичности
Чехи голосуют за Земана не потому, что они придерживаются пророссийских взглядов. Значительное количество чешских граждан осторожно относятся к Москве со времен «Пражской весны» 1968 г. и подавления попытки свержения социалистического строя. Теперь вместо танков Россия использует социальные сети и англоязычные медиа-ресурсы RT, Sputnik, чтобы влиять на политические процессы в европейских странах путем формирования общественного мнения в выгодном для себя русле. Скорее всего, чехи снисходительно относятся к пророссийским выпадам Земана и поддерживают его за то, что он один из немногих европейских чиновников, который противостоит политике «открытых дверей» ЕС и выступает против размещения беженцев-мусульман в Чехии, согласно плану Еврокомиссии. Из 1,6 тыс. беженцев, предусмотренных европейскими квотами, Чехия разместила на своей территории только 12 человек.
Земан подыграл настроениям в чешском обществе. Чехам не нравится то, что мусульмане не хотят интегрироваться в европейское общество, и они считают, что это грозит их национальной идентичности. Согласно декабрьскому опросу CVVM, 75% опрошенных чехов выступают против квот Еврокомиссии на размещение беженцев или хотят их отмены. По данным социологического исследования IRI, треть чехов считают, что Евросоюз заставляет их отказаться от традиционных ценностей. Помимо вопроса беженцев в ЕС настаивают на вхождении Чехии в еврозону и отказе от национальной валюты чешской кроны в пользу евро. Земан противопоставляет себя другим чешским политикам в качестве защитника национальной идентичности чехов. По мнению политолога Йозефа Млежника, сторонники Земана преподносят его оппонента Драгоша как друга мигрантов и агента ЕС.
Человек, угодный Кремлю и бизнесу
Риторика Земана в поддержку России — это чистой воды политический пиар в угоду чешскому бизнесу, который заинтересован в сотрудничестве с российскими фирмами. Будучи премьер-министром, Земан не критиковал ЕС, был сторонником федерализации Европы и, соответственно, усиления роли наднациональных органов. Премьер-министр Андрей Бабиш, олигарх и собственник агрохимического холдинга Agrofert, поддержал кандидатуру Земана на президентских выборах и подчеркнул, что он защищает интересы предпринимателей. Недаром Земан так рьяно отстаивает отмену антироссийских санкций, которые ограничивают возможности торгово-экономического сотрудничества России и Чехии. Из-за санкций с 2013 по 2016 гг. товарооборот России и Чехии сократился на 61% — с 13,9 до 5,4 миллиарда евро.
Россия привлекательна для чешских промышленников как сырьевая база. Россия поставляет в Чехию энергоресурсы (83,1% российского экспорта). Среди чешских предприятий существует интерес к приобретению российского авиатоплива и керосина, мазута, сырой нефти, бензина. По данным издания Russia Insider, фирмы, связанные с Андреем Бабишем, закупают у российских производителей нефть и удобрения. Российская компания «ТВЭЛ» является единственным поставщиком тепловыделяющих элементов для АЭС «Дукованы» и «Темелин». Российские предприятия Атомстройэкспорт, Гидропресс принимали участие в тендере на строительство двух энергоблоков АЭС «Темелин», который отменили в апреле 2014 г.
Чехии интересен металлургический потенциал России. Одним из столпов чешской промышленности является машиностроение, включая производство тягового и подвижного состава, дорожной и сельскохозяйственной техники, автомобилей, которое требует значительного количества металла. В 2016 г. доля промышленного производства составила 32,1% в чешской экономике. В Чехии существует 7 922 средних и крупных промышленных предприятия. В то же время, Чехия импортирует больше металла (6,5 миллиона тонн) чем производит (5,3 миллиона тонн). На текущий момент чешские машиностроители ничего не покупают из металлургической продукции в России кроме стальных полуфабрикатов. Больше всего металла Чехия импортирует из Германии (23%), Польши (17%), Словакии (16%).
Российский рынок привлекателен для чешских машиностроителей, которые поставляют машины, оборудование и транспортные средства (71% поставок в Россию). В 2016 г. больше всего Россия завезла из Чехии железнодорожных локомотивов и моторных вагонов трамвая, путевого оборудования и устройств для железных дорог или трамвайных путей, сигнального оборудования всех видов, пластмасс. На ежегодных выставках машиностроения в чешском городе Брно присутствуют представители российских предприятий Ковровский электромеханический завод, Трубная металлургическая компания, Синара — Транспортные машины, Уральский завод гражданской авиации, ВЭМЗ, Волгобас, МуромМашЗавод, СКБ Брасеро, Предприятие нетканых материалов, НПО Вояж, НПФ Адгезив. В основном эти фирмы имеют совместные предприятия в области сборки тракторов, сельхозтехники, продукции авиастроения. Чешскому бизнесу выгоднее, чтобы власть в Чехии была однородной, чтобы президент и премьер дополняли друг друга и отстаивали его интересы в диалоге с Россией.
Негатив для Украины и шансы демократов
Тандем Милоша Земана и Андрея Бабиша в Чехии это не лучший вариант для Украины. Если Земан останется на второй срок, то он будет оказывать информационное влияние на внешнюю политику Чехии. Когда в парламенте Чехии доминировала «Чешская социал-демократическая партия», ориентированная на продление антироссийских санкций, противовесом Земану выступал бывший премьер-министр Богуслав Соботка. Новый премьер Андрей Бабиш, как и Земан, не видит смысла в санкциях против России. Теперь они в один голос могут отстаивать их отмену или смягчение на уровне ЕС или в одностороннем порядке и подорвать общеевропейское единство по этому вопросу. Первый тур президентских выборов в Чехии демонстрирует продолжающийся кризис еврооптимизма в Центрально-Восточной Европе.
В Чехии далеко не все поддерживают Земана
Впереди еще второй тур выборов. Ситуация может измениться лишь в том случае, если все противники Земана объединятся вокруг другого кандидата Иржи Драгоша и отдадут за него голоса во втором туре. Все-таки Земана поддерживают далеко не все чехи, учитывая то, что он не набрал абсолютное большинство голосов в первом туре. Хотя реванш демократов во втором туре — это неоднозначная перспектива. Чехия превращается в Венгрию — страну, где власть полностью контролируют умеренные евроскептики, склонные к «сильной демократии», которые не готовы жертвовать национальными интересами ради общеевропейских ценностей.
Часть чешского общества видит в Земане меньшее зло для своей страны, чем в представителях прозападной и проевропейской интеллигенции. Кандидаты-интеллектуалы, которым является Драгош, ассоциируются с экс-президентом Чехии, писателем и диссидентом Вацлавом Гавелом, который прослыл идеалистом, но не прагматиком и технократом. Время правления Гавела сопровождалось постсоциалистической трансформацией Чехии, разделением Чехословакии на два государства (Чехию и Словакию), непростыми временами в социально-экономической сфере. Кандидат в президенты Драгош, подобно Гавелу, делал упор на приверженности либерально-демократическим ценностям и альянсу с Западом в своей предвыборной программе. Видимо, достаточно чехов решили, что в условиях миграционного кризиса, который переживает ЕС, у власти в стране должны стоять жесткие люди, как Земан и Бабиш, которые не склонны идти на уступки Брюсселю.