Внезапно все заговорили об одиночестве. Политики призывают принимать против него активные меры. Но как это сделать? И действительно ли одиночество является болезнью? В этой статье представлены важнейшие вопросы и ответы.
Что вызвало дискуссии об одиночестве?
В среду британский премьер-министр Тереза Мэй учредила новую должность «министра по проблемам одиночества». Замминистра по вопросам спорта и гражданского общества Трейси Крауч (Tracey Crouch) возьмет на себя задачу по борьбе против растущего одиночества среди все большей части населения. Мэй заявила о том, что тем самым хочет начать борьбу с проблемой, которая «стала печальной реальностью современной жизни для слишком многих людей».
Что привело к учреждению должности «министра одиночества»?
Депутатом парламента Джо Кокс (Jo Cox), убитой в 2016 году ультраправым преступником, ранее была создана комиссия по вопросам борьбы с одиночеством. В 2017 году комиссия опубликовала доклад о результатах проведенных исследований, согласно которому в Великобритании более девяти миллионов человек чувствуют себя одинокими. Около 200 тысяч пожилых людей общались с друзьями или родственниками всего раз в месяц. Реакцией на этот доклад Мэй хочет продолжить дело Кокс, чье участие в борьбе против одиночества носило и личный характер. Как сообщила ее сестра изданию Guardian, до убийства Кокс и сама страдала от одиночества. Как во время учебы в Кембридже, так и будучи молодой матерью, оставаясь дома одна со своим ребенком, Кокс очень часто испытывала чувство изолированности.
Как много людей в Германии чувствуют себя одинокими?
Исследование профессора психологии Майке Луман (Maike Luhmann) из Рурского университета в Бохуме показало, что в Германии каждый пятый человек в возрасте старше 85 лет чувствует себя одиноким. В возрасте от 45 до 65 лет — каждый седьмой. Луман сказала газете Bild: «Не оказалось ни одной возрастной группы, в которой люди не чувствовали бы себя одинокими». Однако особенно это касается пожилых или больных людей, которым сложно выйти из дома.
Действительно ли одиночество приводит к болезни?
В 2010 году во время мета-анализа результатов почти 150 различных исследований ученые из университета Бригама Янга и университета Северной Каролины пришли к выводу, что социальные отношения или их отсутствие имеют сравнительно сильное влияние на смертность, как и такие факторы риска, как курение, избыточный вес или низкая подвижность. Два года спустя исследование Калифорнийского университета показало, что одиночество негативно влияет на подвижность и способность решения повседневных задач, а также повышает риск смерти.
Действительно ли уровень одиночества растет и почему?
Бесспорно то, что число больших семей снижается, а число разводов и людей, живущих в одиночестве, растет. В 2015 году в Германии из 41 миллиона домохозяйств 17 миллионов состояло из одного человека. Кроме того, человечество становится все старше. Поскольку мужчины, в среднем, умирают на шесть лет раньше, чем женщины, появляется много одиноких пожилых женщин. К тому же, последние исследования показали, что социальные сети усиливают такие негативные чувства, как одиночество.
Президент немецкого диаконства Ульрих Лили (Ulrich Lilie) сказал изданию FAZ.NET, что растущее одиночество — обратная сторона растущей мобильности. Сегодня многие люди часто переезжают, ездят на работу, имеют отношения на расстоянии или ездят в свои летние домики, и поэтому они мало укоренены в своих районах проживания. Если у них появляются психологические, финансовые проблемы или проблемы со здоровьем, они часто остаются в одиночестве. Кроме того, как приходской священник большого города, он заметил, насколько выросло число анонимных погребений, из-за того что покойные не имели социальных контактов.
Достаточные ли меры принимаются в нашей стране против проблемы одиночества?
Многие считают, что нет. Так, например, специалист по вопросам здравоохранения СДПГ Карл Лаутербах (Karl Lauterbach) в газете Bild призвал к следующему: «По вопросу одиночества должен быть назначен ответственный, предпочтительно в Министерстве здравоохранения, который будет координировать борьбу против одиночества». Президент немецкого диаконства Ульрих Лили считает, что, если уж речь зашла об этом, политика обязана создать равные условия жизни. Больше всего одиноких людей в бедных общинах и сельских районах. «Но я не говорю, что политика должна это выравнивать», — сказал он изданию FAZ.NET. Государство должно только создать соответствующие пространства, наполнить их должно население. Например, местные союзы, церковные общины или спортивные клубы. В качестве позитивного примера он назвал инициативу диаконства «Мы — соседи. Все», которое занимается поддержкой контактов между соседями и таким образом борется с одиночеством.
Признано ли уже одиночество болезнью?
Согласно основной международной классификационной системе МКБ (Международная статистическая классификация заболеваний и связанных с ними проблем со здоровьем), одиночество до сих пор не является официально признанным диагнозом. Некоторые врачи и психологи хотят это изменить. Например, психиатр Манфред Шпитцер (Manfred Spitzer), написавший об этом в своей книге «Одиночество — непризнанная болезнь», которая выйдет в свет в конце марта. В описании этой книги, выпущенном издательством, говорится, что одиночество заразно и распространяется, как эпидемия. Это «причина смерти номер один в западных странах».
Тем самым Шпитцер занимает радикальную позицию. Большинство врачей и психологов рассматривают одиночество, скорее, как фактор, который может быть причинной заболеваний, так же, как и бедность или безработица. Как это часто бывает, в случае с одиночеством сложно отличить причину от следствия. Так, например, люди в депрессии часто чувствуют себя одинокими. В некоторых случаях одиночество может привести к депрессии, но в других эта болезнь приводит к этому чувству, что, однако, часто не сопровождается фактической социальной изоляцией. Так, некоторые люди, находящиеся в депрессии, признаются, что чувствуют себя одинокими, хотя живут вместе со своей семьей и имеют много социальных контактов.
Могло бы одиночество стать новым модным диагнозом, сравнимым с СДВГ и выгоранием?
Пока одиночество не является признанным диагнозом, это кажется, скорее, маловероятным. С другой стороны: до книги об одиночестве Манфред Шпитцер писал о «цифровой деменции». Тогда ему пришлось вытерпеть много критики, его даже обвиняли в разжигании паники. Но теперь постоянно говорят о зависимости от мобильных телефонов и компьютерных игр. И в некотором смысле, компьютерная зависимость даже является признанным диагнозом — по крайней мере, как одна из разновидностей так называемой нематериальной зависимости.