«Все было очень хорошо», — резюмировал итоги своего визита на Всемирный экономический форум в Давосе Петр Порошенко. Если посмотреть на ситуацию, которая предшествовала его поездке в Швейцарию, — и правда, вышло неплохо. Уезжал вместе с критикой МВФ, Всемирного банка, ЕС и мировых СМИ за давление на НАБУ и законопроект по Антикоррупционному суду, а вернулся практически с деньгами.
Но в Давосе, где говорили о создании совместного будущего для всего мира, кибербезопасности и даже сексуальных домогательствах, от Запада критики не было. Туда приехало рекордное количество лидеров «большой семерки», включая Макрона, Меркель, Мей и даже Трампа, нарушившего традицию Обамы с Бушем, игнорировавших форум. Американский президент, которого встречали активисты с плакатами «расист, сексист, капиталист», мог увидеться и с Порошенко — об этом сообщал глава МИД Климкин. Но что-то в последний день форума пошло не так, встреча не состоялась, а Тиллерсон позже в разговоре с нашим президентом якобы оправдывался, мол — загруженный график.
Лично Трамп не был главным источником нашего счастья.
24 января Порошенко поговорил с главой МВФ Лагард. И после этого заявил Bloomberg, что Украина на 80% выполнила все условия, и к апрелю у нас будет миссия, а затем и транш подоспеет. Лагард в свою очередь поспешила отметить, что разговор получился продуктивным, от Украины ждут нового главу НБУ и продвижения в осуществлении реформ. Порошенко якобы даже согласился урегулировать тарифы на газ и принял позицию по Антикоррупционному суду. В обмен нас ждет $1,9 млрд (до 2020 года мы должны отдать более $20 млрд долгов). Жесткая критика законопроекта по Антикоррупционному суду словно осталась где-то далеко в прошлом. Лагард и Порошенко пожали друг другу руки и разошлись.
«Театральный антрепренер громко стучит в барабан.
— Подходите! Подходите! — кричит он. — Сейчас мы будем притворяться, что миссис Джонсон принцесса, а старина Джонсон сделает вид, что он — пират. Подходите, подходите, спешите видеть! И вот миссис Джонсон, притворяясь принцессой, выходит из шаткого сооружения, которое с общего согласия считается дворцом; а старик Джонсон, притворяясь пиратом, раскачивается на другом шатком сооружении, которое с общего согласия считается океаном. Миссис Джонсон притворяется, что влюблена в него, но мы знаем, что это неправда. А Джонсон притворяется, что он ужасный злодей, и миссис Джонсон до одиннадцати часов притворяется, что верит в это. А мы платим от шиллинга до полуфунта за то, чтобы в течение двух часов сидеть и слушать их».
Порошенко в Давосе хвастался самой успешной «осенью реформ» на «Украинском завтраке», напоминая о медицинской, судебной, образовательной и пенсионной. На панельной дискуссии форума президент подчеркнул, что именно он организовывает борьбу с коррупцией и даже создал НАБУ и САП, конечно, не ради транша МВФ — это ведь «приоритет президентской кампании». Он говорил, его слушали — как западные партнеры, так и мы глядя в телевизор.
Украина делала вид, что у нас все прекрасно получается и мы едва ли не самое прогрессивное государство по осуществлению реформ, открытое для инвестиций и бизнеса. А Запад делал вид, что верит и успех наших реформ — это чистой воды правда. Публика должна будет поверить и заплатить — как западные налогоплательщики, так и украинские. А главные актеры получат за спектакль каждый то, что хотел. Украина, если на то пошло, вновь выиграла в гляделки.
Главный вывод из этой истории в том, что у Запада сегодня нет альтернативы Порошенко. Это консенсус, который подтверждается, с одной стороны, жесткой критикой президента, но отсутствием реального перекрытия воздуха — отмены безвиза и финансовой помощи, о котором любят говорить. Жесткая реакция по всем направлениям на законопроект об Антикоррупционном суде — это тоже часть спектакля. И хотя некоторые эксперты после нее успели будущей весной отправить Порошенко в отставку якобы с подачи западных партнеров, в Давосе им четко дали понять, что такие разговоры — лишь иллюзия. Холодный воздух в очередной раз сменился теплым. За критикой пришел «продуктивный диалог». Вновь был найден компромисс о содержании которого, мы можем лишь догадываться. Очевидно, что Запад также увидит в законе об Антикоррупционном суде то, что хочет.
Но есть в этом всем одно «но».
«Мы делаем вид, что всякая женщина порядочна, что всякий мужчина честен — до тех пор, пока они не вынуждают нас, вопреки нашему желанию, обратить внимание на то, что это не так. Тогда мы очень на них сердимся и объясняем им, что такие грешники, как они, нам, людям безупречным, не компания», — писал все тот же Джером К. Джером.
Стоит понимать, что любому терпению свойственно заканчиваться, особенно тогда, когда появляется альтернатива.
Частью спектакля в Давосе в открытую не захотел быть лишь Трамп, заявлявший о желании наладить отношения с Россией и словно сбежавший от Порошенко. В этот момент где-то похлопал в ладоши бывший вице-президент США Джо Байден, который на днях в Совете по международным отношениям США рассказывал историю про миллиард и увольнение «сукиного сына» Шокина, перепутав временные рамки, а также о регрессе реформ в Украине и многом другом. Но Трамп, безусловно, самый настоящий участник представления, в котором Америка помогает нам деньгами и скоро даже даст оружие.
Все и вправду было очень хорошо в Давосе. Для подобных спектаклей такой форум подходит прекрасно, ведь именно там собираются все сильные мира сего, а публика следит за ними с замиранием сердца. Но в итоге именно она остается в дураках.