«Атлантико»: Президент Чехии Милош Земан сумел сохранить пост с результатом в 52,16% голосов, что стало ощутимой победой над Иржи Драгошем (Jiri Drahos). Таким образом, выборы укрепили его позиции, хотя не так давно его союзнику Андрею Бабишу пришлось уйти в отставку всего через неделю после голосования. Это переизбрание принесет стабильность или нестабильность стране и региону?
Сириль Бре: Уходящий президент Земан добился победы с ощутимым, но не подавляющим преимуществом, как я и прогнозировал в пятницу вечером. С учетом победы президента в первом туре с результатом в 38%, он явно был фаворитом во втором. Как бы то ни было, его противник Иржи Драгош еще недавно был совершенно неизвестным человеком в политике, однако сумел привлечь на свою сторону множество избирателей: 26% в первом туре и 47% во втором. Он сформировал своеобразный фронт «Против Земана» при поддержке кандидатов, которые набрали порядка 10% в первом туре.
Другими словами, победа Земана не подлежит сомнению, однако однозначным волеизъявлением народа ее тоже не назвать. В избирательном плане, здесь сыграло роль несколько классических факторов. Прежде всего, Милош Земан — первый президент в истории постсоветской Чехии, которого избрали всеобщим голосованием в 2013 году. Его предшественники Вацлав Гавел и Вацлав Клаус избирались парламентом. Земан давно умеет вести кампании. Он был председателем нижней палаты парламента и одним из ключевых политиков периода распада коммунистической системы. Несмотря на скандальные заявления и поведение (как известно, он любит выпить), он обладает харизмой и умением держаться, с которыми непросто тягаться новичку вроде Драгоша. Кроме того, как и Драгош, он обладал внушительными резервами голосов: 40% избирателей не пошли на первый тур. Заслуги и известность сыграли на руку Земану, однако Драгош тоже прекрасно проявил себя.
В стране эти выборы формируют преемственность для второго и последнего мандата Земана. В чешском парламенте сегодня нет большинства, поскольку партия Бабиша «Акция недовольных граждан» получила всего 76 мест. Милош Земан поддержит кандидатуру Бабиша для формирования правительства, которое должно скрепить парламентскую коалицию. Что касается региональной политики, Чехия, без сомнения, будет дальше противиться переходу на евро и поддерживать позиции Вишеградской группы. Как бы то ни было, не стоит забывать, что в стране действует конституционный строй: прерогативы президента вполне реальные, но ограниченные.
— Милоша Земана часто описывают как человека, который поддерживает позиции России и Китая. В Восточной Европе найдется не один пример сближения с этими конкурирующими с ЕС державами. С переизбранием Земана Евросоюз теряет доверие к себе к востоку от Одера? Какова расстановка сил в регионе?
Как бы то ни было, пусть президент назначает множество дипломатов и даже может проводить символические встречи, он не определяет внешнюю политику страны, потому что там действует парламентская система. Экономические и геополитические интересы Чехии связаны с Европой, но не ограничиваются ей: российским банкам и энергетическим компаниям отводится важное место в чешской экономике. Хотя кандидат Драгош выступал за укрепление евроатлантических связей по линии НАТО и ЕС, он тоже прекрасно понимал, что Чехия не может пойти на прямой конфликт с Россией.
Предыдущий премьер социал-демократ отказался от развертывания в стране элементов американской ПРО, чтобы не спровоцировать тем самым недовольство россиян.
— Главной темой кампании Земана стало неприятие иммиграции. С чем связана живучесть этой тематики при том, что миграционные волны в последние месяцы обходят стороной Чехию?
— Позиция первых двух кандидатов второго тура президентских выборов касается главным образом идентичности, а не религии. В отличие от Польши, где очень сильна роль католицизма, Чехия значительно дальше прошла по пути секуляризации. Речь идет о принципиальном неприятии ислама (его считают агрессивным) и федеральной политики, в рамках которой некоторые решения, например, по миграционным квотам, принимаются большинством. Чехия лишь недавно вернула себе независимость и теперь крепко держится за свой суверенитет, а также не собирается позволять Брюсселю диктовать себе курс, в частности по меньшинствам. Дело в том, что вопрос этнических меньшинств очень острый и болезненный в истории страны: так, например, присутствие большого германоязычного меньшинства в Судетах в свое послужило Гитлеру предлогом для оккупации. В политическом плане Европа вызывает недоверие. В то же время в экономическом плане она рассматривается как фактор нынешнего процветания: экономический рост в стране составляет порядка 3%, а безработица опустилась до исторического минимума и сейчас лишь немногим больше 3%.