Активистка российской панк-группы на фестивале литературы и искусства в колумбийском городе Картахена-де-Индиас говорила об отношениях Трампа и Путина, о своем пребывании в тюрьме и о феминистском движении #metoo (Я тоже).
Панк-активистка, которая выступила против двух неприкасаемых сил в России: правительства Владимира Путина и православной церкви (и заплатила за это почти двумя годами тюрьмы), появилась на фестивале «Хэй» в Картахене-де-Индиас с котомкой за плечами с известным японским персонажем Hello Kitty. «Она тоже одна из «Пусси Райот». «Я понимаю, что в любой момент меня могут арестовать, и всегда хожу с этим прекрасным символом, глядя на который, они поймут всю абсурдность их ненависти», — объясняет она.
Теперь Надя Толоконникова не носит за плечами ярко раскрашенный рюкзачок, с которым она в 2012 году в Храме Христа Спасителя в Москве участвовала в панк-молебне «Богородица, Путина прогони». Сейчас Надя уже не прячет свое лицо: она стала наиболее заметным голосом всей панк-группы «Пусси Райот». «Когда я вышла из тюрьмы (23 декабря 2013 года), я осознала, что мы превратились в символ борьбы. И этой ситуацией надо было воспользоваться».
Сейчас своей главной задачей она считает защиту прав заключенных через участие в проекте «Зона права». «Пока мы были в тюрьме (она и еще одна ее подруга по музыкальной группе), нас постоянно заставляли работать. Если ты отказывалась делать что-то, тебя наказывали, запрещали, например, пользоваться ванной чаще, чем они считали необходимым, или отменяли твои встречи с друзьями и родственниками», — объясняла Надя в беседе с британским журналистом в Колумбии Люком Хардингом (Luke Harding).
О Дональде Трампе и Путине у нее есть собственная теория: «Им очень легко между собой поладить, так как ни один из них не имеет этических принципов». Эта 28-летняя российская артистка и политик очень опасается попасть в «фейковые новости» и постправду. Она рассказывает, что каждый день получает угрозы в социальных сетях. «Мне пишут какие-то анонимщики, грозятся избить. Я знаю, что это просто оплаченный властями троллинг с целью ослабить меня, поэтому не придаю этому большого значения».
Движение, образовавшееся вокруг «Пусси Райот», присвоило себе классическое оружие капитализма, но переиначило их в своеобразный провокационный спектакль, изменив первоначальное значение ряда символов (как в случае с котомкой с Hello Kitty) или используя секс, как метафору не только освобождения, но и отчуждения. «Я анархистка и не доверяю политикам, но я верю людям и общественным ассоциациям. Феминистское движение, возникшее в 2017 году на волне разоблачений под девизом #metoo, меня воодушевляет. После тысячи лет угнетения мы, женщины, наконец-то сказали «хватит», настал момент для борьбы».
Джон Максвел Кудзее (J.M. Coetzee) против «империи английского»
Автор таких произведений, как «Бесчестье» и «Элизабет Костелло» (из последнего он прочитал несколько отрывков на фестивале в Картахене-де-Индиас), представил свою концепцию географического юга, очень обширного, причем не только со своими специфическими флорой и фауной, но и со своей общей историей и культурой; по его словам, эта часть земли, зачастую без коммуникаций и инфраструктуры, всегда находится в оппозиции северу».
Дж.М. Кудзее пояснял, что его произведения посвящены важнейшим темам, таким, например, как взаимоотношения отцов и детей («Спрашивается, как сын может выполнять свой долг перед отцом, если считает его требования неразумными?»). Или отношения между человеком и животными. «Есть исследования, которые ставят под вопрос закономерность содержания в клетках животных, продемонстрировавших высокий уровень интеллекта, как, например, шимпанзе. Чем мы лучше их?»
Этот тур хэйльского фестиваля на колумбийской земле запомнится как наиболее политизированный. В эти дни здесь были и другие писатели и мыслители, которые осмелились поставить под вопрос статус кво. Журнал «Аркадия», освещающий культурную жизнь Колумбии, посвятил свою обложку именно фестивалю «Хэй» с заголовком «Вопреки установленному», подчеркивая присутствие на нем среди прочих участников женщин-философов Каролин Эмке (Carolin Emcke) из Германии и Марины Гарсес (Marina Garcés) из Испании, а также голландского историка Рутгера Брегмана (Rutger Bregman).