Администрация президента США Дональда Трампа во вторник опубликовала вызвавший большой ажиотаж так называемый кремлевский список, в который включены приближенные к президенту России Владимиру Путину лица — политики, чиновники и так называемые олигархи — в общей сложности 210 человек.
В особом приложении перечислены также те российские компании, доходы которых превышают два миллиарда долларов в год и, как минимум, 25% капитала которых принадлежит государству. Считается, что есть и вторая часть списка, в которую внесены персоны и компании меньшего масштаба. Нахождение в списке не означает, что вводятся санкции в отношении его фигурантов, но предусматривается, что они могут быть подвергнуты санкциям в будущем. Новые санкции против России администрация Трампа, следует отметить, не установила.
В прессе западных стран перед публикацией упомянутого списка появился ряд сообщений об условных российских олигархах, которые ищут контактов с учреждениями власти США в надежде избежать санкций, а также сообщения о надеждах при посредничестве недовольных должностных лиц и олигархов добиться если не свержения Путина, то хотя бы изменения внешнеполитического курса России. Однако есть подозрения, что этим надеждам — по меньшей мере, в обозримом будущем — не суждено исполниться. В целом кажется, что Конгресс США, принимая закон, из-за которого подготовлен кремлевский список, очевидно допустил ту же ошибку, которую в свое время, вводя против России экономические санкции, допустила администрация президента Барака Обама.
Если во времена Обамы была неправильно (во многом — слишком низко) оценена стабильность российской экономики, то в этот раз то же самое сделано в отношении политической системы России.
Когда используются неправильные предположения (по сути, Россия по-прежнему считается государством, в котором продолжаются одиозные «девяностые»), результаты будут совсем другие, чем ожидалось первоначально.
В то же время это только одна сторона медали, потому что как и уже действующие санкции, так и списки лиц и компаний, которые потенциально могут быть подвергнуты санкциям, преследуют также другую очень прагматичную цель. При помощи этих санкций, даже особо не прикрываясь политическими мотивами, ограничивается деятельность российских компаний за пределами своей страны, освобождая или, по меньшей мере, пытаясь освободить ниши для американских компаний. Речь об энергоресурсах, вооружениях и о ряде других сфер, включая информационные технологии. И такая политика вряд ли приведет к существенным изменениям во внешнеполитическом курсе России, но в среднесрочной и долгосрочной перспективе может повлиять на экономический потенциал Москвы, в особенности на возможности его роста, даже несмотря на то, что экономические амбиции заокеанской сверхдержавы чаще всего не вызывают восторга в остальном мире, в том числе и особенно в Европе.