В то время как латвийские политики еще только готовятся при каждом общественном СМИ создать надзорный совет, в России при Министерстве культуры общественный совет создан и уже превращен в эффективный инструмент цензуры. Наиболее скандальным образом это проявилось 23 января этого года.
За два дня до премьеры Министерство культуры России на основании предложения общественного совета отозвало лицензию на демонстрацию фильма шотландского режиссера Армандо Иануччи «Смерть Сталина». Правда, необходимо отметить, что до этого решения фильм «Смерть Сталина» было разрешено демонстрировать только очень ограниченно — его запрещалось смотреть лицам моложе 18 лет. Главный пункт обвинения: фильм «Смерть Сталина» — «памфлет на историю России». Заявление о запрете на показ этой киноленты подписали всемирно известный кинорежиссер Никита Михалков, бывшая киноактриса, ныне заместитель председателя комитета Госдумы по культуре Елена Драпеко (читатели старшего поколения, возможно, помнят ее по роли Лизы в фильме «А зори здесь тихие…» (1972 г.) и другие связанные с кино и литературой российские знаменитости.
Часть активной российской интеллигенции, которая уже привыкла к странностям современной России, расшумелась не на шутку. Аналогично тому, как и в Латвии, Конституция России (29-я статья) декларативно запрещает цензуру, но как и в Латвии, цензуру можно ввести, если существует угроза для безопасности. Россиян не удивляет, если цензуру требуют полуобразованные политики и религиозные экстремисты, но то, что среди сторонников цензуры отличился Никита Михалков, многих действительно смутило. Никита Михалков своей эпопеей «Утомленные солнцем» создал одно из наиболее высокохудожественных разоблачений сталинизма, в котором сам Сталин был изображен как гротескный карикатурный образ. А теперь Михалков выступает против художественной свободы другого режиссера высмеивать нелепости тоталитарной системы?
Возмущение запретом фильма «Сметь Сталина» позволило обозревателю отдела культура сайта Lenta.ru Игорю Игрицкому очень емко сформулировать идеологическую платформу нынешней России — «красно-белая», православно-демократическая, имперско-президентская». В идеологической установке нынешней России предпринимается попытка механически объединить красную (большевистскую) идеологию, которая заставила убить (с 1918 по 1940 годы) более 100 тысяч православных монахов, монахинь и священников, с мировоззрением и ценностями белых (противников красных — монархистов и православных).
Именно такое идеологическое обрамление — сплав православия с коммунистической идеологией и достижениями СССР — акцентировал Владимир Путин в вышедшем в середине января документальном фильме Андрея Кондрашова «Валаам». Владимир Путин высказался, что кодекс строителя коммунизма это «сублимация библейских заповедей». В свою очередь, хранение и публичная демонстрация в центре Москвы мумии Ленина ничем особо не отличается от хранения и демонстрации мощей святых и православных церквях и монастырях.
Однако пример не совсем точен. С с отделением Финляндии от Российской империи монахи Валаамского православного монастыря стали гражданами Финляндии. Договор о перемирии от 1940 года предусматривал, что финские граждане имеют право свободно эвакуироваться в Финляндию. Офицер Красной армии не продемонстрировал неимоверную человечность, а точно выполнил приказ.
Мы, конечно, можем иронизировать по поводу попыток объединить святых мучеников с их убийцами, но, возможно, такое идеологическое обрамление является необходимостью для сегодняшней России. Православные —значимая часть российского общества. Те, что по-прежнему мечтает о величии СССР, — очень важная часть российского общества. Если власть выступит против какой-либо из сторон, то это умножит конфронтацию и будет генерировать конфликт. По этой причине президент России пытается совместить несовместимое — создать красно-белое, православно-демократическаое, имперско-президентское государство.