Для того, чтобы критиковать таких гигантов автомобильного бизнеса как VW, Daimler или BMW, давно уже имеется достаточно оснований. Одна из них — это, безусловно, дизельная афера, представляющая собой умышленный обман миллионов клиентов, наносящая вред здоровью населения и в конечном счете окружающей среде и климату.
Сюда относятся также и опубликованные детали об опытах на обезьянах и людях. Однако одновременно они вводят нас в заблуждение во многих отношениях. Потому что критика СМИ и политиков, давно уже высказанная также за рубежом, частично перешла все границы. Многое в этих обвинениях правильно, однако многое также принципиально неправильно, несостоятельно и лживо.
Теперь еще и опыты на людях?
«Нью-Йорк таймс» первой сообщила в конце недели о том, что немецкая автомобильная промышленность заказала и профинансировала проведение опытов на обезьянах. Для того, чтобы доказать, что токсическое действие выхлопных газов не столь вредно, животных во время этих опытов помещали в камеры, куда поступал выхлопной газ. Чуть позже газета «Штуттгартер цайтунг» сообщила кое-что похуже: «Опыты на людях!» — по заказу «Европейского исследовательского центра окружающей среды и здоровья в транспортном секторе» «(EUGT), объединения немецких автоконцернов, проводились в университетской клинике города Аахен.
Сначала это действительно звучит непостижимо и вызывает соответствующую реакцию. Комментарии СМИ и политиков следовали один за другим, хотя конкретные причины на тот момент вообще еще не могли быть известны. Вот так работает информационное общество. Однако все же стоит хотя бы раз разобраться в этом.
Такие исследования проводятся ежедневно
Эксклюзивная история в «Штуттгартер цайтунг» опиралась на одно исследование, проведенное университетской клиникой Аахена еще в 2016 году, причем при опубликовании был упомянут и заказчик из автоиндустрии.
Однако эта истории всплывает лишь теперь, в 2018 году, как раз после сообщения в «Нью-Йорк таймс» об обезьянах, вдыхающих выхлопные газы. Без этой публикации исследование в Аахене, пожалуй, не привлекло бы внимания СМИ. Это не умаляет работу коллег, которые обратили на нее внимание, но это и показывает, почему возмущение стало таким безграничным. В действительности у обеих серий опытов мало общего, однако их упоминают вместе. После жутких опытов на обезьянах теперь еще и опыты на людях? Неужели?
Невероятные сравнения с Холокостом
Нет. При проведении одних опытов приматов никто не спрашивал, их насильно сажали в камеры, чтобы они вдыхали дизельные выхлопные газы. А в Германии, в университетской клинике Аахена 25 абсолютно здоровым, медицински тщательно проверенным студентам платили по десять евро в час за участие в трехчасовых клинических исследованиях, которые в Германии ежедневно проводятся десятками. В отличие от обезьян они не должны были вдыхать выхлопные газы полностью, а только один компонент — диоксид азота (NO2). И то в такой дозе, которая гораздо ниже предельно допустимых значений.
Но вскоре эти различия уже не играли никакой роли. По большей части доминировал лозунг «теперь еще и опыты на людях». При этом уже такой выбор слов должен был бы заставить насторожиться. Поскольку тому, кто слышит об опытах на людях, сразу же приходят на ум те жуткие опыты какого-нибудь доктора Менгеле, который в свое время в Освенциме якобы во имя науки использовал, мучил и убивал тысячи людей. «Опыты на людях!» — такой заголовок все же дала газета «Бильд». «Автомобильное лобби, очевидно, проверяло действие выхлопных газов также и на людях», — писала газета «Франкфуртер альгемайне цайтунг». На канале «Дойчландфунк» репортеры и ведущие вскоре ухватились за это спорное историческое сравнение с миллионами людей, погибших в газовых камерах во времена нацизма:
«Люди, вдыхающие выхлопные газы для того, чтобы предоставить немецкой промышленности данные о вредности этих веществ, — сказала ведущая, — это вызывает в памяти очень-очень плохие картины, особенно у нас в стране». Ответ коллеги последовал сразу: «Как раз в историческом измерении это выглядит ужасно». По его словам, создается впечатление, будто здесь работают опытные инженеры, которые вообще не думают о таких вещах. Да, действительно, были проведены опыты и с обезьянами, и с людьми, в рамках которых газ впускали в камеры, сказал он. По его словам, это совершенно ужасная ассоциация. Тот, кто слышал эту беседу, очень легко мог сделать вывод, что немецкие автоконцерны убивают с помощью газов не только обезьян, но и людей.
Не удивительно, что на фоне такого истерически-исторического настроения, которое возникло в течение нескольких часов, почти ни один политик и ни одно предприятие не могли удержаться от выступления в свою защиту. Daimler срочно отмежевался от тех опытов и пообещал разобраться. Его примеру несколько позже последовал VW. Все, от премьер-министра Нижней Саксонии и члена наблюдательного совета VW Штефана Вайля (Stephan Weil) и до пресс-секретаря канцлера ФРГ Ангелы Меркель Штеффена Зайберта (Steffen Seibert) обвиняли «неэтичные опыты на людях».
Можно считать их ненужными. Но неэтичными? Громкое слово: однако комиссия по этике университетской клиники Аахена перепроверила этот эксперимент согласно стандартам и дала добро. Возможно, у экспертов было больше времени, чем у Зайберта или другого скорого на суждение комментатора, чтобы получить обоснованное мнение. Имели ли они на это право? Да, они имели и имеют на это право.
Знает ли пресс-секретарь, что, например, тот, кто в выходной день готовит на гриле сосиски и уже через некоторое время вдыхает дым сосисек и угля, или мать с детской коляской у Штуттгартер Некартор (место с самым загрязненным воздухом — прим. перев.) подвержены большему влиянию диоксида азота, чем те добровольные участники опыта, которые по-прежнему здоровы и учатся в Аахене? Воздействие газов на людей проверялось сотни и тысячи раз. Даже само правительство ФРГ, прежде чем занять ту или иную позицию по результатам таких экспериментов, ссылается на свое ведомство по охране окружающей среды.
Предельно допустимые значения берутся не с потолка
Однако пресс-секретарь сказал еще кое-что. По его словам, нечего автоконцернам указывать на обезьян или даже на людей, чтобы доказать вредность выхлопных газов. Им, мол, надо просто ограничить выхлопы вредных веществ. «Вы должны соблюдать предельно допустимые показатели», — повторил он еще раз, так, словно такие показатели сами падают с неба.
Предельно допустимые показатели токсичных веществ в лучшем случае снижают тогда, когда есть достаточно научных данных о том, как они действуют. Научные знания получают на основании экспериментов, не обязательно с животными, но и с ними тоже. И с людьми тоже. Для фармацевтической промышленности законом предписан такой подход до того, как какой-либо медикамент будет принят к производству. Клинические исследования с помощью людей? Да, конечно. Как раз токсилогическая область со всеми взаимодействиями веществ является настолько комплексной, что без людей не обойтись.
Конечно, необходимо заставить автопроизводителей, наконец, добиться того, чтобы их машины придерживались допустимых норм. Иначе грозят коммунальные запреты на проезд, которые будут выданы судами на основании уже существующих законов. Но кто пытается не допустить проведение таких опытов, вероятно, из страха перед гневом граждан? Это может быть тот или иной политик на коммунальном, земельном или федеральном уровне.
Это возмущение затрагивает не тех, кого надо
Значит ли это, что срежиссированное возмущение вызвала та серия опытов в университетской клинике Аахена? Вопрос о том, какую цель преследовала автопромышленность финансированием этих опытов, по-прежнему остается открытым. Правда о ней можно догадываться.
Это лоббизм, который происходит ежедневно. Каждое предприятие пытается показать себя в хорошем свете. В некоторых сомнительных случаях это можно критиковать. То есть какой-то концерн может похвалить того лоббиста, которому удалось бы представить результаты трехчасовых опытов в Аахене таким образом, чтобы общественность и политики поверили, что больного астмой ребенка можно целый день бездумно катать в коляске в Штуттгартер Некартор и при этом с ним ничего не случится. Но для этого такие результаты не годятся даже приблизительно. Чтобы это понять, можно посмотреть на выводы руководителя опытов.
Больше независимых исследований
Если эта критика профинансированных автопромом опытов в целом нацелена на то, что как раз в области токсикологии проводится слишком мало действительно финансово независимых исследований, то это тоже легитимно. На то, что целые кафедры все чаще занимают третьесортные специалисты, есть прежде всего политические причины и это не в первую очередь вина предприятий. Это скорее обнажает непоследовательную политику образования и исследований, как это было с важнейшим германским экспортным товаром. Но независимое исследование стоит денег. И все же и независимое исследование во многих областях не может обойтись без опытов с людьми.
То, что эта история с дизельным скандалом вышла с заголовком «Опыты на людях», — это лживо. По всей стране политики поддерживали те предприятия, которые они теперь так резко критикуют. В качестве причины приводится боязнь экономического ущерба. Оба саммита по вопросам дизельных двигателей не привели к достойной компенсации автоклиентам, которые были обмануты по поводу возможностей их машин. Но и производители также не обязались перейти к последовательному и необходимому переоборудованию своей продукции. Была достигнута лишь сомнительная договоренность по поводу программного обеспечения. Результат более чем сомнительный.
Сейчас не только Бавария изощряется перед судом, чтобы избежать угрожающих ей запретов на использование автомашин, что должно защищать здоровье населения. Поэтому пока Бавария должна оплачивать лишь небольшой штраф в 4 000 евро. Однако не Бавария, а ее налогоплательщики должны погашать эту сумму. Во многих немецких городах предельно допустимые показания диоксида азота по-прежнему ежедневно превышаются, порой значительно. Это каждый может легко проверить на сайте федерального ведомства по охране окружающей среды.
Однако, в отличие от университетской клиники Аахена, это будет не добровольный, допущенный медиками, оплачиваемый и почти безопасный опыт. Он продолжается свыше трех часов. А кто будет подопытным? Это не будут здоровые студенты. В наших городах уже десятки лет проводятся в реальном времени миллионы тестов с человеческим здоровьем. А кричит ли кто из-за этого? Из-за автомобильных гудков этого не слышно.