Заявление командира «Хайат Тахрир аш-Шам» Махмуда Туркмани о сбитом российском штурмовике Су-25 над городом Серакаб в сельской местности Идлиба, представляет собой главный поворотный момент в сирийской войне. Этот инцидент может иметь серьезные военные и политические последствия и привести к росту напряжённости в отношениях между двумя великими державами или, по крайней мере, в отношениях между Россией и Турцией.
Как утверждается в первых отчётах о произошедшем, российский самолет был сбит при помощи ракеты, выпущенной из переносного ракетно-зенитного комплекса американского производства, что указывает на то, что недавно кто-то передал это оружие группировке «Хайят Тахрир аш-Шам».
Есть две основные гипотезы, которые могут пролить свет на обстоятельства произошедшего и дать ответы на вопрос о том, кто именно передал боевикам это оружие.
Согласно первой из них, группировка «Хайят Тахрир аш-Шам», возглавляемая Абу Мухаммедом аль-Джулани, получила данный вид ракет напрямую от Соединенных Штатов в рамках нового плана по эскалации военных действий и усилению давления на Россию и ее союзников, которые считаются победителями в сирийской войне.
Тем временем администрация США поспешила опровергнуть возможность того, что данный вид ракет могла получить какая-либо из фракций сирийской оппозиции. Если мы поверим в это, то вторая гипотеза представляется наиболее вероятной. Тогда мы можем предположить, что третий игрок решил обеспечить «Хайят Тахрир аш-Шам» этими ракетами в попытке изменить баланс сил в провинции Идлиб в пользу этой группировки и тем самым остановить наступление сирийской армии при воздушной поддержке со стороны России. Причина заключается в том, что это наступление, предполагающее восстановление контроля над сотнями деревень и стратегических объектов, имеющих большое значение, таких как военный аэродром Абу-Зухур, положит конец группировкам подобным «Джебхат ан-Нусре» (запрещена в РФ — прим. ред.) или «Ахрар аш-Шам», а также десяткам аффилированных с ними фракций.
Вторая упомянутая нами гипотеза представляется наиболее вероятной, если учесть, что на протяжении последних семи лет сирийская вооруженная оппозиция, «Хайят Тахрир аш-Шам», а также фракции Свободной сирийской армии просили своих спонсоров из США, Турции и арабских стран предоставить им противовоздушные ракеты, так же как ранее они получали противотанковые ракетные комплексы TOW, чтобы наносить удары по сирийским и российским самолётам. Однако Соединенные Штаты ответили решительным отказом на эти просьбы по одной простой причине. Дело в том, что администрация США опасается, что эти ракеты могут попасть в руки боевых групп «Исламского государства» (запрещена в РФ — прим. ред.) и быть использованы против американских и даже израильских самолетов. Огромное число сирийских боевиков, обученных и вооружённых американцами, присоединились к этой организации, забрав с собой большое количество военной техники.
Мы не исключаем того, что американская администрация, которая пыталась сорвать Конгресс сирийского национального диалога в Сочи, убеждая лояльные ей, Саудовской Аравии и Турции фракции сирийской оппозиции отказаться от участия в этой конференции, поручила поставку данного типа зенитных ракет одному из своих союзников в регионе, согласно плану «Б», предполагающему военный саботаж.
Ответная реакция российского руководства была решительной и быстрой. Во-первых, был дан военный ответ, который подразумевал немедленную бомбардировку территории, контролируемой группировкой «Хайят Тахрир аш-Шам», и ее сил, находящихся в зоне, где был сбит российский штурмовик и убит его пилот (который приземлился на парашюте и отказался сдаться боевикам). Таким образом, военное руководство России заявило, что в ходе бомбардировки было уничтожено 35 боевиков организации.
Как известно, США в больших количествах поставляли переносные зенитно-ракетные комплексы «Стингер» афганским моджахедам, что привело к поражению Советского Союза в войне и заставило его полностью вывести свои силы из региона. Не будет преувеличением сказать, что эти ракеты послужили началом конца коммунистической системы и сыграли важную роль в демонтаже советской империи.
Вопрос в том, повторит ли Вашингтон этот опыт в Сирии и использует ли свои ПЗРК, чтобы нанести поражение Российской Федерации в этой стране, положив конец ее господству в сирийском воздушном пространстве?
Возможно, слишком рано давать ответ на этот вопрос, поскольку мы не имеем достаточного количества информации, однако можно сказать следующее: сегодняшняя Россия — это не Советский Союз, и нынешнее российское руководство во главе с президентом Владимиром Путиным не похоже на советское руководство времён Горбачева, автора «перестройки», которого обвиняют в пособничестве Западу. Путин подавил свой гнев и не стал инициировать ответные меры против Турции, когда та сбила российский самолет вблизи сирийской границы в ноябре 2015 года, и добился большего путём сдержанной политики. Это выражалось не только в том, что турецкий президент Реджеп Тайип Эрдоган прилетел в Москву, чтобы попросить прощения за произошедшее — мы говорим здесь о том, что Турция вышла из альянса с США и вступила в российско-иранский союз, что имело положительные последствия на сирийской арене. Так, с помощью турок сирийские войска смогли восстановить контроль над провинцией Алеппо, было достигнуто соглашение о создании четырех зон деэскалации, а также снизился накал боевых действий на большей части территории страны, за исключением некоторых анклавов, последним из которых сегодня является Идлиб.
Если даже российский пилот решительно отказался сдаться и продолжал отстреливаться от боевиков вплоть до самой смерти, можем ли мы ожидать, что президент Путин проглотит это оскорбление и проиграет войну в Сирии?
Мы не исключаем, что инцидент со штурмовиком Су-25 и гибель его пилота лишь ускорит наступление на Идлиб, чтобы полностью восстановить контроль над этой провинцией и ликвидировать «Хайят Тахрир аш-Шам» и союзнические с ней фракции, которые Москва включила в список террористических организаций. В этом случае США и их союзники стоят перед выбором: молчать или начать военную конфронтацию. В обоих случаях последствия будут иметь серьёзный характер.
Следующие дни будут беспокойными для всех сторон конфликта, и то, что один из российских парламентариев обвинил Вашингтон в поставках ПЗРК «Джебхат ан-Нусре», является лишь первым признаком грядущего большого кризиса.
Путин знает лучше.