Союз, который мы построили с Россией в последнее время вслед за политическими кризисами в наших отношениях с Европой и Америкой, с каждым днем все ближе к тому, чтобы стать источником мучений для Турции.
По общему соглашению, заключенному трио Турция — Россия — Иран в Астане, в Идлибе была создана зона деэскалации. Но, несмотря на это, Россия и Асад, которому она покровительствует, практически каждый день бомбят Идлиб и продолжают совершать массовые убийства. Буквально накануне режим Асада совершил газовую атаку на гражданское поселение в районе Серакиб в провинции Идлиб, применив хлор, и 18 мирных жителей погибли. Не нужно забывать, что Идлиб критически важен для Турции. Во-первых, нападение на Идлиб может спровоцировать новую волну миграции. Во-вторых, двоякая позиция России в Идлибе способна осложнить положение Турции в ходе операции в Африне.
Один из важнейших переломов в отношениях с Россией — гибель пяти наших военных… Источники в органах безопасности считают, что атака на танк ВС Турции «Леопард» в районе Шейх Хороза, где погибло пятеро наших военных, была совершена с использованием ракеты 9М113 комплекса «Конкурс», одного из видов противотанкового управляемого оружия российского производства. Ситуация чрезвычайно драматичная: Россия, с которой мы построили союз и координируем свои действия, поставляет оружие Партии «Демократический союз» (PYD) у нас за спиной и явно расставляет для нас ловушку.
Мы с самого начала пытаемся подчеркнуть, что Россия никогда не сможет стать для нас надежным союзником. Исторический опыт предлагает поучительные примеры на этот счет. Вспомним: 7 июня 1945 года министр иностранных дел СССР Вячеслав Молотов в беседе с послом Турции в Москве Селимом Сарпером (Selim Sarper) говорил о том, что СССР и Турция должны совместно оборонять черноморские проливы, а для этого необходимо разместить советские базы в проливах, изменить Конвенцию Монтре, вернуть Советскому Союзу Карс и Ардахан. Эта угроза была одним из главных оснований вступления Турции в НАТО.
Турция уже не один месяц совершенно справедливо критикует американскую администрацию за предоставление тяжелых вооружений PYD. Эта позиция Америки никак не вяжется с понятиями «союзничество» и «дружба». Аналогичным образом Россия, которая защищает PYD — Рабочую партию Курдистана (РПК) и тайно дает ей оружие, тоже не невинна в этом вопросе. Демонстрировать дружбу за столом переговоров, а на поле боя стрелять в спину — этому оправдания быть не может. Такое отношение Москвы Турция тоже не может оставить без внимания. Ни у какой страны, которая тайно или явно оказывает поддержку таким причиняющим Турции зло террористическим организациям, как РПК — PYD, не может быть никаких привилегий в этом смысле.
На самом деле недавний конгресс в Сочи, ход которого полностью определял российский подход к урегулированию проблемы, также совершенно четко обнаружил, что в процессе написания новой конституции под наблюдением Турции и Ирана русские нацелены на еще большее укрепление сирийского режима. Поэтому любой прогресс, достигнутый в ходе создания конституции, будет, с одной стороны, обеспечивать постоянство присутствия русских в Сирии, с другой — придавать легитимность режиму Асада.
Вне всякого сомнения, этот подход к урегулированию, который формируется под руководством России, естественным образом ускорит поиски альтернативного политического дизайна на основе американской проекции.
Совершенно очевидно, мы имеем дело с невероятной борьбой мирового масштаба на почве перекраивания Сирии. Мы знаем, что и у Америки, и у России есть свои планы по урегулированию. В этих условиях вовлеченность Турции в проекты только одной какой-нибудь стороны, разумеется, ограничит дипломатические возможности.
Одним словом, и Америка, и Россия, протягивая руки к Сирии, могут причинить нам муки. Но что делать, такая картина складывается в Сирии… В этих условиях проще всего — то и дело бросать вызов этим странам. Но давайте не забывать, что это шаг в неизвестность… Важно избегать резких заносов в сторону России или Америки, но при этом изловчиться вырабатывать дипломатию, правильно рассчитывая силы и делясь с обеими странами чувствительностью Турции в сфере безопасности.