Россия и Китай решили стать стратегическими конкурентами США, хотя какое-то время казалось, что мы можем быть партнерами. Нам придется это учитывать, заявил во вторник к Конгрессе глава Пентагона Джеймс Мэттис (James Mattis) и представил стратегию масштабной модернизации американских ядерных сил на ближайшие 30 лет. Потратить на нее придется от 1,2 до 1,3 триллионов долларов.
«По сравнению с предыдущей стратегией безопасности 2010 года задачи коренным образом изменились, раньше главной угрозой безопасности США считался терроризм, а ядерные силы играли незначительную роль. Сейчас мы видим реакцию на действия России: захват Крыма, нарушение границ воздушного и морского пространства стран-членов НАТО, размещение комплексов "Искандер" в Калининградской области, нарушение Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности от 1987 года", — отмечает в беседе с Rzeczpospolita эксперт вашингтонского Центра стратегических и международных исследований (CSIS) Томас Карако (Thomas Karako).
Для Польши ключевое значение имеет намерение американцев вернуть в Европу тактическое ядерное оружие. Если Россия решит нанести ядерный удар локального значения по американским союзникам в Центральной Европе, американскому президенту не придется выбирать между двумя вариантами: смириться с российской оккупацией или применить против Москвы стратегические ракеты, рискуя, что Россия в ответ ударит стратегическими ядерными ракетами того же класса по американской территории. «Мы должны предоставить президенту (вне зависимости от того, кто будет занимать этот пост) возможность выбирать разные варианты действий», — объяснял генерал Мэттис.
Теперь все должно измениться. Мэттис сообщил, что в рамках программы модернизации ядерных сил у европейских берегов разместят новые подводные лодки с тактическими ядерными ракетами. Однако такая инициатива не поможет развеять опасения европейцев (в том числе поляков), что в случае возникновения ядерного конфликта американцы не станут рисковать собственной безопасностью ради защиты союзников со Старого континента.
«Для США концепция развития ядерных ракет, использующихся на подлодках, — это идеальное решение, которое позволяет гибко реагировать на действия россиян, но для Европы гораздо более выгодным вариантом было бы появление американских ядерных ракет средней дельности на ее территории, — говорит Rzeczpospolita бывший руководитель Бюро национальной безопасности Польши генерал Станислав Козей (Stanisław Koziej). — Раз это невозможно, Польше следует подумать, не пора ли ей принять у себя американские ядерные бомбардировщики, как это делают Германия, Бельгия, Италия и Турция». Поляки, как уверяет Томас Карако, могут не бояться, что США откажутся их защищать, ведь «Пятая статья Вашингтонского договора — это святое». Одновременно он добавляет, что наша страна может заняться подготовкой пилотов истребителей «Ф-16» к тому, чтобы они были готовы управлять самолетом с ядерными боеприпасами. Если такое американское оружие появится на польской территории, Россия, нанеся тактический ядерный удар, автоматически вступит в конфликт с американскими ядерными силами.
«Цель новой американской стратегии безопасности — эффективное сдерживание в контексте агрессивных действий России», — говорит Карако. Перед нами вновь встает ужасная перспектива, о которой предупреждал в годы холодной войны полковник Рышард Куклиньский (Ryszard Kukliński): если ядерный конфликт между Москвой и Вашингтоном станет реальностью, он будет разворачиваться главным образом на территории Польши и превратит нашу страну в радиоактивную пустыню.
«Варшава должна понимать, что укрепление союза с США превращает ее в главную мишень российских ядерных сил, ведь Америка и ее территория далеко», — говорит Rzeczpospolita полковник российской армии Владимир Орлов, который в начале 1990-х годов служил в Легнице.
Бывший министр обороны США Уильям Перри (William Perry) заявил на страницах газеты Washington Post: «Новая гонка вооружений уже началась, и она не похожа на то, что мы помним по эпохе холодной войны. Тогда две сверхдержавы стремились обладать абсурдно огромным количеством оружия, сейчас приоритетом стало его качество, а в гонке вооружений принимают участие несколько стран. Риск возникновения ядерного конфликта сейчас выше, чем в годы холодной войны».
В 1987 году Михаил Горбачев и Рональд Рейган подписали договор о ликвидации тактических ядерных вооружений, которые считались главной угрозой безопасности Европы. Запуск такой ракеты и момент ее попадания в цель разделяет всего 10 минут, поэтому на обдуманную реакцию времени практически не остается. Однако, как полагает американская разведка, россияне нарушают заключенный 31 год назад договор и занимаются разработкой новой ядерной ракеты средней дальности. Сейчас США решили заняться тем же самым.