Убийство Оливера Ивановича подняло очередную волну антироссийской кампании, которую ведут некоторые наши радикальные прозападные политики. После того страшного события мы услышали безосновательные мнения о том, что это убийство «на руку российскому режиму», то есть «дестабилизирует Балканы», а значит, «устраивает Москву». Некоторые утверждали, что русская мафия (ее якобы координирует Кремль) связана с сербами на севере Косово, и именно этот криминальный «союз», как говорят, представлял собой главную угрозу для безопасности Ивановича. Все это зашло так далеко, что заговорили даже о связях Бехджета Пацолли (бывший президент Республики Косово — прим. ред.) с Москвой, при этом полностью пренебрегая временными рамками и с легкостью приравнивая режим Ельцина к современной российской власти. Почти без обиняков прозвучал вывод о том, что именно Россия, а не США, является закулисным защитником политико-криминальных кругов Приштины, а значит, повлияла и на трагедию, которая стала поводом для появления подобных небылиц. Вообще, России досталось: ее обвинили во всех смертных грехах, начиная с того, что она поддерживает сербскую непримиримую позицию, вплоть до прямо противоположного — что она вступает в сговор с сербскими врагами. Как бы там ни было, все сводилось к единому выводу: Россия создает проблемы на Балканах! И неважно как!
Газовый приоритет
Пусть общее место разных профессиональных русофобов станет для нас отправной точкой. Не нужно много слов и усилий, чтобы доказать, насколько глупы все их рассуждения. Об этом свидетельствуют даже элементарные российские интересы, не говоря уже о теплых, априори дружественных перспективах российско-сербских отношений. Оставим в стороне заверения в любви между сербским и русским народами и в неразрывности связей между нашими странами. России не нужно делать что-то хорошее или сдерживаться от чего-то плохого, просто потому что она нам симпатизирует. Так она может поступать только для самой себя. Поэтому давайте рассмотрим ситуацию исключительно с точки зрения холодного расчета, о котором так любят рассуждать наши некритичные сторонники Запада, но потом на практике, пусть даже речь идет о национальных интересах, о всяких расчетах они забывают.
Ситуация такова. Как откровенно заявляет Институт Европы Российской академии наук, на вершине пирамиды российских интересов в нашем регионе находится энергетика. В этой связи приоритетное значение для Российской Федерации имеет строительство на Балканах магистрального газопровода, который снабжал бы газом страны Юго-Восточной Европы. Для Москвы это важнейшая экономическая, но при этом и геополитическая цель. Сперва планировалось строительство «Южного потока», но поскольку евроатлантические структуры блокировали этот проект, его модифицировали в «Турецкий поток». Но суть осталась прежней. Россия ищет возможности построить систему газопроводов на Балканах, чтобы снабжать страны этого региона, а также Венгрию, Австрию и часть Италии российским газом.
Строители и разрушители
О ком речь? Разумеется, о ведущей силе НАТО — о Соединенных Штатах (или, скорее, так называемом глубинном государстве) и их клиентах. Чтобы не быть голословным, достаточно напомнить все то, что недавно происходило в Македонии. Бывшая власть этой страны хотела активно включиться в проект строительства российского газопровода. Как только она выбрала этот путь, в страну ворвались албанские террористы, всплыли разные аферы, началась своеобразная, пусть и не цветная, революция или по крайней мере волнения. Эту страну, таким образом, чуть не довели до гражданской войны, а лицемерные зарубежные политики, воспользовавшись волнениями внутри страны, добились смены власти. После этого Македония отказалась от участия в «Турецком потоке».
Правда и ложь
Так что очевидно: хаос на руку тем — не будем забывать, — кто не хочет ничего строить. Нестабильность нужна для разрушения, а не для созидания. А поскольку в структуре геополитической комбинаторики энергетический вопрос важен для россиян, то он — только иначе — очень важен и для евроатлантических центров власти. Пока в качестве альтернативы конкретным российским газовым коридорам они предлагают чрезвычайно абстрактные планы. Правда, через 20 лет что-то изменится, но чтобы к тому времени у американцев еще был шанс, важно помешать реализации того, что задумано уже сегодня. Для этого, вероятно, средства не выбирают. Но можно ли было ожидать чего-то другого от тех, кто ради своих энергетических интересов пошел на агрессию против Ирака и Афганистана, спровоцировал серию войн на территории от Ливии до Сирии, вызвал внутренние беспорядки и перевороты, которые обобщенно называют Арабской весной?
Сотни тысяч людей заплатили за это своими жизнями. Миллионы остались без крова, рук, ног, детей и родителей. Но разве те, кто всему тому виной, и кто уже и нам устроил кровавые бомбардировки и губил нас другими способами, задумаются перед тем, как снова ввергнуть нас в беды во имя собственных геополитических и энергетических расчетов? Ведя эту игру, разве не отправят они на смерть кого угодно, в том числе и Оливера Ивановича? При этом уточню, чтобы не было заблуждений: я не утверждаю, что в его случае все так и было. Просто на основе серьезных аргументов я опровергаю тех, которые без каких-либо оснований обвиняют Россию. Если мы говорим о том, кто заинтересован в дестабилизации Балкан, или в чьих геополитических интересах могло быть убийство Ивановича, то первыми под подозрение попадают западные субъекты! Это подтверждают многочисленные факторы!
Причины антироссийской кампании
Но хватит об этом. Нам остается поразмышлять о том, почему наши, как правило, разобщенные, радикальные прозападные политики и другие так называемые общественные деятели с таким рвением теперь набросились на Россию. Есть несколько вероятных причин. Я упомяну лишь несколько из них. В Белграде ведется предвыборная кампания, и с помощью подобной резкой риторики эти люди хотят привлечь к себе малочисленную группу прозападно настроенных избирателей, за которых вообще борются многочисленные партии и объединения. Это попытка эксгибиционизмом привлечь внимание СМИ, попытка угодить западным менторам, которые из-за прежних ошибок уже списали этих людей со счетов. Так можно перечислять бесконечно, но цель не в этом. Остановимся на двух, как мне кажется, наиболее важных вариантах.
Косовская «Буря-2»
Главная цель — вынудить Белград «отказаться от Северного Косово», которое будет полностью оккупировано. Этого добиваются прямо и опосредованно так, чтобы у сербского общества создалось впечатление, что нынешнее положение не устраивает даже сербов, проживающих в Северном Косово. Точнее, им внушают, что Россия использует этот регион, чтобы «провоцировать хаос» и подталкивать Белград к конфликту с Западом, за что впоследствии «платят граждане Сербии, вынужденные влачить жалкое существование». Я не стану снова говорить о том, что все это тоже бессмыслица, потому что на это нет времени, да и нет необходимости. Важно сказать, что те, кто мечтает об операции в Северном Косово, хотят, чтобы она началась после того, как у сербской общественности зародятся сомнения по поводу эффективности российской поддержки. Ведь Белград может защитить Северное Косово и отклонить удар по нему только благодаря крепкому союзу с Москвой.
Цель пропагандистской кампании, в рамках которой нам заявляют, что Россия приносит нам больше вреда, чем пользы, посеять сомнения, способные подорвать народную веру в то, что сербское население в Косово можно защитить при поддержке России. И пока мы ломаем себе головы над дилеммами, в случае агрессии мы не сумеем немедленно и энергично отреагировать, не говоря уже о том, чтобы ее предотвратить своей непоколебимой позицией. В подобных условиях Приштина и ее защитники и лоббисты (от Белграда до Вашингтона) рассчитывают на то, что все получится так, как они задумали. А после их местные сербские друзья, я уверен, обвинили бы Россию даже в этнических сербских чистках! Итак, этот сценарий я изложил.
Мародерская нажива
Существует еще один вариант, о котором тоже стоит сказать. Он банальнее предыдущего, но, возможно, при этом и реальнее в том, что касается антироссийских настроений, распространяемых «нашими» радикальными западниками. Дело в том, что разные западные лоббисты и у нас, и в других балканских странах пытаются нажиться на иррациональном страхе перед Россией, который распространяет Запад. Администрация Трампа, которая сама подвергается нападкам из-за связей с Москвой, не противится подобным тенденциям, однако постепенно, руководствуясь прагматичными соображениями, переориентируется на регионы, где видит свои приоритетные интересы. Иными словами, Трамп считает Китай самой большой угрозой для США, а Россию, хоть и считает ее конкурентом, не ставит на первое место среди угроз. Другое дело — слова, но они, как говорится, часто бывают пустыми.
Что касается Балкан, которые для Запада играют роль, прежде всего, в контексте соперничества с Россией, то в сфере реальных действий (посмотрим правде в глаза) им уделяется меньше внимания, чем раньше. Прежняя администрация начала натиск в Македонии, а новая — только завершила его. И, по-видимому, администрация Трампа не готова ввязываться в новые авантюры. Они стоят денег и отвлекают. Все это стало очевидно еще полгода назад, когда ограничилось финансирование евроатлантической сербской пятой колонны. Ее это, конечно, крайне обеспокоило. Поэтому ее представители крайне заинтересованы в том, чтобы распространять ложь об огромной российской опасности, нависшей над нашим регионом. Они, как мародеры, воспользовались убийством Оливера Ивановича как удобной возможностью для распространения очередной порции небылиц. И — о, чудо! — труды не прошли даром: пятой колоне уже сулят дополнительные средства.
На этом я завершу обзор нового этапа антироссийской кампании, начавшегося в Сербии. Единственное, что хочу еще повторить: тот, кто хочет что-то строить, а Россия планирует мегагазопровод через Балканы, не дестабилизирует регионы, где будет строительство, и где местные власти на него согласились! Это просто логика, о которой, правда, в вихре грязной пропаганды часто забывают.