Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Расширение китайских интересов в Арктике вызывает опасения

© РИА Новости Александр Ковалев / Перейти в фотобанкВысокоширотная полярная экспедиция на Шпицберген в рамках проекта "Арктика – 2015"
Высокоширотная полярная экспедиция на Шпицберген в рамках проекта Арктика – 2015
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Администрация Си Цзиньпина четко обозначила намерения Китая расширить влияние в Северном Ледовитом океане. Пекин подчеркнул, что и у страны, которая не обладает территориальными водами в Арктике, есть право на свободную деятельность. Страны Арктического Совета уже фактически монополизировали Арктику и теперь настороженно наблюдают за действиями Китая.

Администрация Си Цзиньпина четко обозначила намерения Китая расширить влияние в Арктике и укрепить морские позиции в Северном Ледовитом океане, впервые опубликовав Белую книгу по политике в этом регионе.


Пекин подчеркнул, что и у страны, которая не обладает ни территориальными водами, ни территорией в Арктике, есть право на свободную деятельность. Китай готов принимать более активное участие в самых разнообразных делах региона.


Пекин назвал маршрут, проходящий по Северному Ледовитому океану, «Полярным Шелковым путем», а также подчеркнул намерение развивать и использовать это направление. КНР призвала к участию различные страны, связав это с грандиозной экономической идеей «Одного пояса, одного пути», которая формируется из шелковых путей, проходящих по суше и морю.


Что касается «Одного пояса, одного пути», то Китай активно инвестирует в развитие портов, железных дорог и другой инфраструктуры, тем самым повышая собственную значимость. Эксперты полагают, что его цель также состоит в том, чтобы обеспечить себя военными базами. В Южно- и Восточно-Китайском морях Пекин игнорировал законодательно закрепленный режим.


Совершенно естественно, что заинтересованные страны испытывают опасения в связи с действиями КНР в Арктике.


Благодаря таянию льдов в результате глобального потепления в Северном Ледовитом океане увеличилось количество зон для судоходства. Путь из Японии в Европу сокращается на 40% в сравнении с маршрутом через Суэцкий канал. Также эксперты отмечают, что в этом регионе много газа, нефти и других природных ресурсов. Возрастает его важность как с точки зрения экономики, так и безопасности.


Проблема в том, что на фоне столкновения интересов различных стран международные правила так и не были выработаны. Нет соглашения, подобного Договору об Антарктике, который отвергает любые претензии на территориальный суверенитет и разрешает использование региона исключительно в мирных целях.


США, Россия, Канада, Финляндия, Дания и другие арктические страны фактически монополизировали Арктику, сформировав Арктический совет.


Россия позиционирует обеспечение собственных интересов в Арктике в качестве приоритетной военной задачи. Под видом предотвращения аварий она установила собственные правила, в соответствии с которыми российские ледоколы обязаны сопровождать суда, проходящие по Северному Ледовитому океану, и взимает плату за это. Это позволяет России извлекать экономическую выгоду.


В 2013 году Япония, Китай, РК и другие неарктические страны стали непостоянными членами совета, однако права голоса у них нет. Важно сдержать исключающие действия арктических стран, а также обеспечить свободное и стабильное использование Арктики.


В 2015 году Япония сформулировала свою арктическую политику. Нельзя не признать, что она отстает от Китая, который развивает отношения с Финляндией и другими арктическими странами и чьи крупные ледоколы пересекают Северный Ледовитый океан.


Если начнется активное использование Северного морского пути, китайские суда станут чаще проходить по проливам Лаперуза, Цугару и Корейскому проливу. Неизвестно, как это отразится на безопасности Японии. Властям необходимо продумать соответствующую стратегию.