В прошлом году активисты из организации «Норвежская народная дипломатия» посетили оккупированный Крымский полуостров. Сейчас лидер организации Хендрик Вебер (Hendrik Weber) собирается к сепаратистам в Донецк.
Общество «Норвежская народная дипломатия» подверглось критике со стороны Министерства иностранных дел, когда в октябре прошлого года организовала поездку норвежских активистов на аннексированный Крымский полуостров. Сейчас руководитель народных дипломатов Хендрик Вебер из Радёй (Radøy) недалеко от Бергена вновь отправляется в путешествие.
На этот раз он отправляется в Донецк на восток Украины, где, в частности, встретится с лидером сепаратистов Александром Захарченко, премьер-министром самопровозглашенной «Донецкой Народной республики».
«В пятницу я еду в Донецк для того, чтобы познакомиться с ситуацией там», — подтвердил Хендрик Вебер в беседе с VG.
Вебер рассказал, что его пригласила российская гуманитарная организация и министр иностранных дел самопровозглашенной «Донецкой Народной Республики». В январе последний был занесен в санкционный список США — вместе с шестью другими министрами самопровозглашенного квази-государства, не получившего международного признания — даже со стороны России. Лидер сепаратистов и премьер-министр Александр Захарченко в санкционный список и США, и ЕС был внесен уже в 2014 году.
«Мне очень интересно, что сможет сказать это правительство», — поделился Вебер с корреспондентом VG накануне отъезда.
МИД: Это будет нарушение украинских законов
Заместитель министра иностранных дел Аудун Халворсен (Audun Halvorsen) подчеркнул, что норвежские власти не советуют посещать эту часть Украины, и что соответствующая информация содержится в рекомендациях для путешествий на Украину.
«Поездка в районы, контролируемые сепаратистами, без соответствующего разрешения украинских властей, будет считаться нарушением украинского законодательства. Это частная инициатива, и те, кто туда отправляется, знакомы с украинским законодательством и знают о риске, который с такой поездкой сопряжен», — заявил заместитель министра в беседе с VG.
Так же, как и такой регион, как Луганск, Донецк объявил о своей независимости от центральных властей в Киеве после того, как Россия аннексировала Крым в 2014 году. Война между украинскими правительственными войсками и поддерживаемыми Россией сепаратистами унесла на сегодняшний момент примерно 10.000 человеческих жизней, миллион человек вынужден был стать беженцами.
Украина обвиняет Россию в том, что та поддерживает сепаратистов оружием и живой силой. Россия обвинения отвергает и утверждает, что солдаты, воюющие на стороне сепаратистов, — добровольцы.
«Норвежские власти поддерживают путь переговоров, намеченный в ходе Минского процесса, в котором участвуют как Россия, так и Украина. Минские соглашение содержат в себе необходимые элементы для того, чтобы добиться политического решения и окончания конфликта. Однако это требует политической воли сторон и того, чтобы Россия прекратила экономическую и военную поддержку сепаратистов», — заявил заместитель министра Халворсен корреспонденту VG.
«Масштабные нарушения прав человека»
Бьёрн Энгесланд (Bjørn Engesland), генеральный секретарь Норвежского Хельсинкского комитета, говорит, что «потрясен тем, что кто-то решился поехать в Донецк для встречи с самопровозглашенным лидером и правительством, которые внесены в международные санкционные списки по подозрению в серьезном нарушении прав местного населения, а также убийствах и издевательствах над военнопленными».
«В российских СМИ недавняя поездка Вебера на Крымский полуостров преподносилась как поездка официальной норвежской делегации, которая тем самым признает нынешний статус Крыма», говорит Энгесланд.
Он напомнил о том, что это регион, который для большинства фактически недоступен, в котором происходят масштабные нарушения прав человека, информация о которых наружу не просачивается.
«Самопровозглашенное правительство в Донецке и Луганске отказывает во въезде украинским, российским или международным независимым организациям, желающим наблюдать за ситуацией, документировать ее развитие, заниматься гуманитарной деятельностью или оказанием правовой помощи. Так что это — редкая возможность, которую Вебер непременно должен использовать по полной, ему следует воспользоваться возможностью для того, чтобы потребовать, чтобы по крайней мере пользующиеся хорошей репутацией российские организации получили бы беспрепятственный доступ в регион, чтобы документировать нарушения, совершенные всеми сторонами», — говорит он и продолжает:
«Мы в Хельсинкском комитете с удовольствием окажем помощь в установлении контактов с активистами движения за права человека как в России, так и на Украине, которые могут предоставить накануне поездки очень полезную информацию, чтобы картина получилась целостной».
Вебер: «Хотим установить диалог»
— А в чем состоит цель вашей поездки?
— Изначально это поездка такого же типа, что и поездка в Крым осенью прошлого года. Я хотел бы собственными глазами посмотреть на ситуацию в Донецке, потому что у меня сложилось впечатление, что норвежская пресса излагает точку зрения только украинского правительства, а не противоположной стороны, — говорит Вебер VG.
— Мы хотим установить диалог, хотим, чтобы наступил мир. Надо говорить друг с другом. Это единственный способ решения этого конфликта. Мы вносим в это свой маленький вклад, но было бы еще лучше, если бы норвежское правительство выступило с аналогичной инициативой и попросило бы Украину прекратить войну. Но норвежское правительство на стороне украинского правительства, поэтому это сложно», — считает Вебер.
Украина считает, что два региона на востоке, Донецк и Луганск, оккупированы Россией, она объявила сепаратистское правительство в Донецке террористической организацией.
— Вы понимаете, что ваш визит могут счесть весьма проблематичным, поскольку сепаратисты, с которыми вы собираетесь встречаться, внесены в санкционные списки США и ЕС и считаются членами террористической группировки?
— Нет, это совершенно не так. Нынешнее украинское правительство пришло к власти в ходе государственного переворота. Оно преступно и обстреливает свое собственное население. То, что оно называет правительство в Донецке террористической группировкой — чушь, — считает Вебер, который подчеркивает, что единственный способ решение конфликта — переговоры.
— Санкции, которыми мы с норвежской стороны занимаемся, не направлены против богатых, от них страдают совершенно обычные люди. Мы, норвежцы, поддерживаем санкции, и нам надо как можно скорее прекратить делать это, — считает Вебер.
— Не думаете ли вы, что ваш визит в Донецк будет способствовать легитимизации сепаратистов?
— Не знаю, но, конечно же, пресса нас будет сопровождать и там. Я не хочу высказываться о том, насколько законно или незаконно то, что они порвали с Украиной, потому что я слишком мало знаком с международным правом, но самое важное — сделать так, чтобы война прекратилась. Я думаю, что у нас есть возможность оказать воздействие и сыграть посредническую роль между Украиной и двумя Народными республиками, — считает Вебер.
— Станете ли вы призывать сепаратистов Донецке сложить оружие?
— Конечно, войну надо прекратить, но я не думаю, что первый шаг должны сделать так называемые сепаратисты, его должно сделать украинское правительство, именно оно должно прекратить нападать на районы, в которых проживает мирное население, и школы. Мы выступаем за диалог и мир, вот и все. И украинское правительство тоже должно быть готово к этому, — сказал руководитель «Норвежской народной дипломатии».
Украинское посольство в Норвегии не захотело комментировать этот вопрос.