Текущее десятилетие является трудным для Европы. Кризис евро, кризис мигрантов, а также возрождение правых националистов подвели ее политику к критической точке. Теперь надвигается новый кризис, и связан он с российской агрессией, которая в конечном итоге разрушает единство эпохи Горбачева, и в результате на все пространство от Балтики до Черного моря опускается новая тьма.
30 лет назад президент Горбачев изложил свою концепцию «общеевропейского дома», обширного пространства для верховенства закона — для этого самого главного подарка, который преподнесла миру Европа. Однако это не та концепция, которую разделяет Владимир Путин.
Когда Путин вернулся на пост президента в 2012 году, он сразу же предложил теорию, соответствовавшую той ярости, которую он продемонстрировал миру в предыдущие годы. Он выступил с враждебными нападками на «постхристианский» Запад и его «бесполый и бесплодный либерализм», он обвинил европейцев в том, что они выступают за «равенство добра и зла», а также подверг Запад язвительной критике за его моральный релятивизм. По мнению Путина, европейцы начали «отказываться от своих корней, в том числе от христианских ценностей, лежащих в основе западной цивилизации». Философия Путина, относящаяся к его собственной стране, дополняется его опасной политикой за ее пределами. «Россия определенно является экспансионистской страной, — сказал недавно в беседе со мной в Лондоне посол одной из прибалтийских стран. — Но решаемся ли мы на то, чтобы потревожить этого медведя?» «Россия играет не по правилам, — сказал мне бывший премьер-министр одной из прибалтийских стран, — это все равно что принести пулемет на матч по крикету».
Что касается российского «ближнего зарубежья», то украинский кризис не затихает. Более 10 тысяч человек были убиты и 1,6 миллиона оказались перемещенными лицами. В Крыму настроенных проукраински людей заставляют покидать полуостров, тогда как миграция русского населения в этот регион увеличивается. Что касается европейцев и американцев, то они сталкиваются с новым сценарием, с «активными мероприятиями». Речь идет о методе ведения политической борьбы, целью которой является поляризация и разделение. Хакерские атаки во время президентских выборов в Соединенных Штатах являются наиболее вопиющим примером такого рода действий, однако проблема состоит не только в изощренных кибератаках, но и в новой армии «автоматических троллей» в Твиттер, которая была создана Кремлем для оказания воздействия на мировую политику.
В результате глубоко недемократических президентских выборов, которые будут проходить в России в следующем месяце, Путин гарантированно сохранит свой высокий пост. Поэтому в Европе настало время для принятия решений, и сегодня становится очевидной необходимость разработки новой стратегии, чтобы противостоять, сдерживать и консолидировать.
Во-первых, европейским лидерам следует обстоятельно расследовать российское вмешательство в демократические выборы.
Роберт Мюллер (Robert Mueller) делает восхитительную работу, расследуя российское вмешательство в американские выборы. Но нам нужны такие же инициативы по всей Европе — а также значительно более интенсивная работа на европейском уровне, направленная на разоблачение неправомерного поведения России и противодействия ему. Во-вторых, сегодня нам, безусловно, нужна новая стратегия сдерживания.
Обновленный франко-германский военный альянс будет иметь важное значение. Однако по всей Европе стратегии в области обороны, разведки и мягкой силы должны быть объединены для противодействия той реальности, в которой действует новая сила России. В настоящее время приостановлено участие России в работе Совета Европы, созданного Уинстоном Черчиллем и европейскими лидерами в 1949 году для защиты прав человека, и введенные ограничения в отношении Москвы явились следствием ее вопиющего несоблюдения европейских норм. Когда министры встретятся в замке города Эльсинор позднее в этом году для разработки планов на будущее, они должны сохранить приостановку российского участия в работе Европейского Совета.
В-третьих, европейские лидеры должны укрепить достижения первых лет после падения Берлинской стены.
Сегодня с момента ее разрушения прошло больше времени, чем за весь период ее существования. Однако по всей Восточной Европе возникают серьезные вызовы в отношении европейских ценностей — угрозы независимости судебной системы, попытки ограничить законодательную власть парламентов. Столь же губительной, как подчеркивается в одном докладе Европейского Совета, является раковая опухоль коррупции, «которая продолжает оставаться широко распространенным феноменом в Болгарии, Молдавии и Румынии».
Растущая российская угроза является одним из самых значительных вызовов для Европы. Необходимо противодействовать распространению влияния Путина. В противном случае Европа не сможет играть весомую роль в мире.