Дело происходило в сирийской пустыне 7 февраля около 10 часов вечера. Российские наемники и проправительственное ополчение начали наступать на военную базу, которую контролировали силы, поддерживаемые США. Рядом с базой находились нефтяные месторождения, обещавшие власть и деньги любому, кто сумеет наложить на них руку.
Через три часа десятки российских боевиков были мертвы. Их скосили мощный артиллерийский огонь и воздушная бомбардировка, вызванные американским спецназом, который находился на базе.
Точное количество погибших остается неизвестным, хотя несколько западных официальных лиц, работающих в регионе, сообщили «Санди таймс» (The Sunday Times), что оно составляет от 60 до 160 человек.
Таким образом, речь идет о беспрецедентном столкновении между русскими и американцами и одном из самых гибельных эпизодов для российских бойцов за несколько десятилетий.
Спустя три года после того, как поддерживаемая США коалиция начала сражаться с ИГИЛ (организация, запрещенная в России, — прим. перев.), и спустя семь лет после начала гражданской войны восточная часть Сирии скатилась к опосредованной войне за влияние между Америкой с одной стороны и Россией совместно с ее сирийскими и иранскими союзниками — с другой.
В пустыне вокруг города Дейр-эз-Зор считающиеся наиболее успешным партнером Америки в борьбе против ИГИЛ Сирийские демократические силы (СДС), большинство в которых составляют курды, наступают с севера, а прорежимные силы — с юго-запада. Они встретились в богатой газом и нефтью долине реки Евфрат, где ИГИЛ продолжает удерживать сокращающуюся территорию.
«Все понимают, что территория означает влияние, поэтому все стараются ее захватить», — отмечает один из западных дипломатов.
«Каждый занятый сейчас клочок земли может дать лишний козырь на будущих переговорах по политическому урегулированию».
Случившееся в этом месяце дает редкую возможность пролить свет на одного из самых загадочных игроков сирийского конфликта — на «Группу Вагнера», частную военную компанию, за которой предположительно стоит Кремль.
Призрачная армия примерно из двух тысяч наемников Вагнера действует в Сирии с 2015 года. По мнению аналитиков, ее бойцов подготавливает и вооружает российское министерство обороны, чтобы они отстаивали интересы России и поддерживали сирийское правительство.
Кремль называет наемников частными военными специалистами, самостоятельно решившими участвовать в войне в Сирии. Многие из них успели повоевать на Восточной Украине.
7 февраля они и местные ополченцы под прикрытием танкового и артиллерийского огня выдвинулись против СДС в оставленной ИГИЛ «серой зоне», в которой много богатых нефтяных месторождений.
Американские самолеты-штурмовики AC-130, вертолеты «Апач» (Apache) и артиллерия ответили им с размахом, который ранее редко наблюдался в сирийском конфликте.
Об этой бойне стало известно на прошлой неделе, когда выжившие российские наемники начали предупреждать через социальные сети своих товарищей держаться подальше от Сирии. «Ни в коем случае не приезжайте сюда, — говорит чеченец из „Группы Вагнера" в голосовом сообщении, циркулирующем по социальным сетям. — Нас просто на *** истребляют каждый день».
Официальные западные источники утверждают, что погибли не менее 60 россиян. Некоторые полагают, что число погибших было ближе к 160. Москва признала гибель только пяти своих граждан.
При этом очевидно, что русские легко могли избежать катастрофы. СДС и американцы знали о концентрации прорежимных сил у базы за неделю до случившегося.
Американцы уверяют, что они предупредили российских военных по специальному каналу «для предотвращения конфликтов», который предназначен для того, чтобы силы двух стран могли избежать столкновений в боевых условиях.
За полчаса до удара курдское руководство базы заявило, что они связывались со своими российскими коллегами и просили их, чтобы наемники прекратили огонь. Русские заявили, что ничего о наемниках не знают. По словам американцев, когда удар наносился, канал связи продолжал использоваться.
Трудно сказать, было ли такое бездействие простой оплошностью российских военных, проверкой американцев на крепость обороны и готовность наносить ответные удары или знаком нарочитого безразличия к судьбе наемников.
«Разумеется, русские знали, что люди Вагнера находятся в долине Евфрата», — считает Кирилл Михайлов, аналитик «Конфликт интеллидженс тим» (Conflict Intelligence Team), изучающей российские потери в Сирии.
«Они знали, что „вагнеровцы" там, у нефтяных и газовых месторождений, и никого не волновало, что случится с этими людьми».
Официально в России частные военные компании запрещены, однако, со времен аннексии востока Украины в 2014 году (так в тексте, — прим. перев.), Кремль все чаще на них полагается.
«России были нужны высокопрофессиональные мобильные силы, потери которых можно было бы отрицать, — утверждает Михайлов. — В отличие от Украины, в боях в Сирии не участвовали наземные российские войска, и эту роль выполняла „Группа Вагнера"».
Бойцы Вагнера участвовали в обеих битвах с ИГИЛ за древний город Пальмиру, проходивших при поддержке России, а также помогали частично выбить игиловцев из Дейр-эз-Зора. Однако, как отмечают аналитики, с прошлого года «Группа Вагнера» стала вместо интересов российского государства в Сирии зачастую служить частным российским интересам.
В ее задачи, по данным аналитиков, теперь входит не только охрана нефтяных месторождений, но и их захват в коммерческих целях. Российская корпорация «Евро Полис», связанная с бизнесменом из окружения Путина Евгением Пригожиным, по слухам, получает от сирийской государственной нефтяной компании 25% нефти и газа, которые добываются на отбитой с ее помощью территории.
На нашу просьбу дать комментарий «Евро Полис» не ответила.