Пробы керлингиста Александра Крушельницкого из команды олимпийских атлетов из России, сражавшегося за бронзу с Норвегией в дабл-миксте, якобы оказались положительными. В них обнаружены следы лекарственного препарата мельдония.
Крушельницкий, игравший вместе с женой Анастасией Брызгаловой и победивший норвежцев Магнуса Недреготтена (Magnus Nedregotten) и Кристин Скаслиен (Kristin Skaslien) в борьбе за бронзу Олимпиады, не согласен с обвинениями в допинге.
Проба «Б» пока еще не проверена. Если Крушельницкого дисквалифицируют, норвежским спортсменам и гражданским супругам достанется бронзовая медаль.
«В интересах спорта я надеюсь, что он допинг не принимал. Если окажется, что он его принимал, мы первыми будем вне себя от злости. Надеюсь, что он чист, но если нет, то я удовольствием приму медаль. Потому что по большому счету мы целый сезон были лучше, чем они, так что, если он сжульничал, мы медаль заcлужили», — заявил Магнус Недреготтен в беседе с Eurosport.
В понедельник утром Международный спортивный арбитражный суд (CAS) заявил, что начинает расследование. По утверждению Inside the Games, слушания по делу состоятся во вторник.
Облегчает работу сердца
В связи с положительной пробой Крушельницкого возникают некоторые сомнения в том, что допинг может быть эффективен в таком виде спорта, как керлинг, где многое зависит исключительно от технических навыков.
«Этот препарат в керлинге никаких преимуществ не дает», — говорит тренер российских керлингисток Сергей Беланов, по информации телеканала NRK.
«Я не вполне представляю себе, что такое мельдоний, играет ли он какую-то роль или нет», — признался спортивный начальник команды керлингистов Пол Трульсен (Pål Trulsen) в передаче телеканала TV Norge утром в понедельник.
«Но я не знаю, насколько сильно препарат мог подействовать», — заявила Скаслиен в беседе с газетой Aftenposten в воскресенье.
А у эксперта по допингу Мадса Каггестада (Mads Kaggestad) нет никаких сомнений в том, что допинг дает керлингистам преимущества.
«Мельдоний помогает гораздо более эффективно справляться со стрессом, ты лучше контролируешь свой пульс и меньше устаешь физически», — говорит Каггестад.
Его поддерживает бывшая чемпионка мира и участница Олимпийских игр, керлингистка Дорди Нордбю (Dordi Nordby).
«Керлинг требует, чтобы спортсмен бегал, наклонялся, свиповал и был везде понемногу. А помимо этого, ведь надо еще и успокаиваться, чтобы принимать технические решения. Чем лучше у тебя физическая форма, тем легче снизить пульс», — говорит Нордбю.
Мельдоний был занесен в список допинг-препаратов в январе 2016 года. После этого начался целый ряд дел, связанных с применением допинга спортсменами из бывшей Восточной Европы. Одно из этих дел касалось звезды тенниса Марии Шараповой.
«Этот препарат оптимизирует энергетический обмен в сердце при недостатке кислорода. Обмен веществ в сердце перестраивается так, что спортсмену требуется меньше кислорода в условиях недостатка кислорода (например, в случае инфаркта и angina pectoris (стенокардии), сердцу становится легче работать», — заявило Антидопинговое агентство Норвегии.
«Это далеко от духа спорта»
Каггестад и Нордбю сравнивают керлинг с такими видами спорта, как шахматы и стрельба, где речь во многом идет об умении сохранять способность сосредотачиваться и избегать стресса.
«Если тратить не очень много времени на физические тренировки, то подобный препарат поможет быстро улучшить физическую форму», — уточняет Каггестад.
Он считает, что и в психологическом отношении мельдоний может быть эффективен.
«Если спортсмен думает, что такой препарат может дать эффект, хотя эффект этот и не имеет решающего значения, есть вероятность, что спортсмен этот препарат выберет. Особенно, если все остальные так делают. Тут многое зависит от культуры», — говорит Каггестад.
«В любом случае, это очень далеко от духа керлинга. Лучше проиграть, чем выиграть благодаря мошенничеству», — считает Дорди Нордбю.
Вероятно, дело о допинге станет большой неудачей для России, которая как государство отстранена от участия в Олимпийских играх. МОК все еще не решил, смогут ли 169 олимпийских атлетов из России участвовать в церемонии закрытия Игр под российским флагом. Дело о допинге может перечеркнуть подобные надежды.