В среду в возрасте 99 лет скончался знаменитый проповедник Билли Грэм, который в рамках своей христианской миссии подбирал ключи к сердцам миллионов людей во всем мире. На протяжении шести с лишним десятилетий он менял форму и содержание евангельского христианства, неся Слово Божие людям мира от Северной Каролины до Северной Кореи и находя новые способы передать смысл Библии. Он оказывал влияние на целые поколения пасторов, дружил с президентами, премьер-министрами и королевскими особами со всего мира. Его смерть ознаменовала собой конец целой эпохи протестантизма и поставила перед нами фундаментальный вопрос: удастся ли сохранить наследие его непредубежденной и всеохватывающей проповеднической деятельности?
Грэм стал проповедником в послевоенную пору, когда американское христианство переживало радикальные перемены. «Когда на сцене появился Билли, в Америке преобладал так называемый фундаментализм, — сказал пастор калифорнийского мегацерковного Братства христиан веры евангельской пятидесятников „Жатва" Грег Лори (Greg Laurie), являющийся членом правления Евангелической ассоциации Билли Грэма. — Билли хотел расширить эту базу и привлечь больше народа».
В эту эпоху христианство начало тесно переплетаться с американским национализмом, чему всячески способствовал Грэм, который регулярно направлял президенту Эйзенхауэру сообщения о своих евангелизационных кампаниях и переписывался с ним по вопросам теологии, о чем рассказал один из биографов Грэма Уильям Мартин (William Martin). Технологии также помогали находить новые способы общения с аудиторией в Америке и за рубежом, и Грэм одним из первых в пасторской среде начал использовать радио и телевидение, а также книги и газеты. Благодаря этому он собрал огромную аудиторию слушателей из разных уголков мира.
«Евангельскими» сегодня называют христиан, которые стремятся к личному спасению и сосредоточены на проповеди Священного Писания. Но так было не всегда. «Билли был своего рода евангелическим первопроходцем», — заявил пастор Престонвудской баптистской церкви в Плейно, штат Техас, Джек Грэм, работающий вместе с Лори в неофициальном евангелическом консультативном совете президента Трампа. (Он не родственник Билли Грэма.) Проповедник из Северной Каролины в своей работе сосредоточился на евангелизме, или распространении Благой Вести. Обретя популярность, он стал лицом этого движения для многих в США и за рубежом.
Грэм родился в 1918 году в Шарлотте, Северная Каролина. В 1939 году он был рукоположен в пасторы во Флориде и получил диплом Уитонского колледжа в Иллинойсе, который является элитным христианским учебным заведением. Там сегодня находится проповеднический и учебный центр, названный именем этого знаменитого выпускника. «У нас есть целый отдел, изучающий жизнь и пасторское служение преподобного Грэма», — написал на страницах журнала «Христианство сегодня» (Christianity Today) руководитель этого центра и пастор Южной баптистской церкви Эд Стетцер (Ed Stetzer). Этот журнал в 1956 году учредил Билли Грэм. «Грэма любили как христиане, так и нехристиане, — продолжил он. — Им восхищались и те, кто любит Христа, и те, кто его отвергает. Мы не находим слов, чтобы выразить горечь утраты».
Грэм продолжал свое пасторское служение и сосредоточил внимание на проповеднической деятельности, часто переходя доктринальные и конфессиональные границы. По словам Мартина, Грэм восхищался папой Иоанном XXIII и побывал в Ватикане у папы Иоанна Павла II. Во время своих евангелизационных кампаний он выводил на сцену и католических священников, и либеральных пасторов, что иногда вызывало скандалы среди пасторов Южной баптистской церкви.
Грэм всегда оставался вне партийной пристрастности и с гордостью рассказывал о том, что давал духовные наставления 12 действующим президентам, а также участвовал в девяти инаугурациях. «Билл оказывал огромное влияние на людей со всех концов политического спектра, — сказал Джек Грэм. — На мой взгляд, он всегда напоминает нам, что гораздо важнее партийной политики, гораздо важнее политических разногласий сегодняшнего дня то, что Христос может нас объединить» Даже Трамп встречался с Грэмом, когда еще не был президентом и хозяином Белого дома. Он присутствовал на дне рождения проповедника, когда Грэму исполнилось 95 лет.
Но на раннем этапе своего служения Грэм порой отказывался пересекать политические линии, особенно в расовых вопросах. Вначале он проводил отдельные проповеди для белых и для чернокожих там, где это было принято. Об этом написал Мартин в биографии Грэма «Пророк с честью» (A Prophet With Honor). Грэм также отвергал знаменитую речь Мартина Лютера Кинга «У меня есть мечта». «Лишь после пришествия Христа, — заявил Грэм, — белые дети Алабамы пойдут рука об руку с чернокожими детьми».
Он также критиковал методы борцов за гражданские права. «Законы Джима Кроу надо ликвидировать, сказал он в 1962 году. — Но я убежден, что некоторые экстремистские негритянские лидеры заходят слишком далеко и действуют слишком быстро».
Позднее Кинг ответил Грэму статьей в «Сатердей Ивнинг Пост» (Saturday Evening Post): «Америке повезло в том, что силу и воинственность негритянских протестов умеряет чувство ответственности. Но это везение может закончиться, если не развенчать некоторые сегодняшние мифы. Первый такой миф состоит в том, что негры заходят слишком далеко и действуют слишком быстро».
Тем не менее, Грэм с гораздо большим сочувствием относился к движению за гражданские права, нежели другие белые пасторы из его поколения. В начале 1950-х годов он начал настаивать на проведении совместных евангелизационных кампаний для белых и черных. «Наше поколение в огромном и неоплатном долгу перед этим гигантом христианской веры, который проложил путь проповеди Евангелия со смирением, милосердием и достоинством», — написал в среду в своем заявлении президент Национальной латиноамериканской евангелической коалиции Габриэль Салгеро (Gabriel Salguero).
Действительно, очень многие выдающиеся евангелические пасторы считают его влиятельным человеком. Джек Грэм вспоминает, что видел его в детстве в своем городе во время религиозного бдения и слышал его проповедь в подростковом возрасте. «В нем действительно было нечто такое, что обособляло его как пастора от других пасторов, и как лидера от других лидеров, — сказала старший пастор христианского центра „Новая судьба" во Флориде и один из евангелических советников Трампа Пола Уайт (Paula White). — Во время моей первой встречи с доктором Билли Грэмом я буквально чувствовала, что нахожусь в присутствии Всевышнего».
По словам Лори, когда он в 1995 году познакомился с Грэмом, ему показалось, что он самый близкий человек к Иисусу Христу. Грэм был известен своим строгим кодексом поведения, в котором существовало так называемое правило Билли Грэма, запрещавшее ему и работавшим вместе с ним мужчинам находиться наедине с женщинами, которые не были их женами. Лори сказал, что такая благопристойность присутствовала во всех встречах. «Я не разочаровался, когда увидел его в личной жизни, — рассказал он. — Я с огромным восхищением увидел, что он настоящий человек».
Сегодня евангельское христианство на подъеме во многих регионах, в том числе, в Африке, Латинской Америке и Азии, и многие лидеры этих общин говорят, что их вдохновил Грэм.
Но в современном протестантстве в США не находит большого отклика проповедническая деятельность Грэма, в которой он перешагивал границы рас, классов и политических партий. «Политические разногласия существовали всегда, но сегодня они стали сильнее, — отметил Лори. — Гениальность Билли Грэма состоит в том, что он сумел подняться над всем этим. Мне очень хочется, чтобы это сохранялось и сегодня, и я надеюсь на это». Его сын Франклин, возглавляющий евангелическую ассоциацию своего отца и благотворительную организацию «Сумка самаритянина» (Samaritan's Purse), стал весьма неоднозначной фигурой, а многих протестантских лидеров, работающих советниками у Трампа, критикуют за то, что они не требуют от президента соблюдения строгих норм поведения.
Другого Билли Грэма не будет, говорит Лори. Но он надеется, что следующие поколения евангелических лидеров будут следовать его примеру. «Это просто невероятная история любви Всевышнего, — заявляет Джек Грэм. — История о том, как Господь взял долговязого деревенского мальчишку из Северной Каролины, взял фактически из ниоткуда, и сделал его проповедником для многих поколений».