Пережить что-либо подобное в космическом корабле кажется ночным кошмаром: «Сегодня мы отрабатывали случаи поломки 12-ти различных устройств».
Тем не менее Александр Герст настроен позитивно. У него, как обычно, довольный взгляд и расслабленный вид. 41-летний мужчина с заметной лысиной рассказывает о моментах катастрофы, которые он только что пережил в тесной капсуле космического корабля «Союз».
«Например, у нас был отказ двигателя, были и такие более мелкие неприятности, как поломка радиоаппаратуры. У нас была пробоина в топливном баке, что, конечно, представляет собой один из худших вариантов».
Тренировка в Звездном городке
Пережить чрезвычайные ситуации, чтобы быть к ним готовым — такова идея тренировки в Центре подготовки космонавтов, расположенном в Звездном городке недалеко от Москвы. Несколько десятилетий назад Советский Союз обучал здесь своих космонавтов. Юрий Гагарин, первый человек в космосе, тоже тренировался здесь.
Сегодня тренировка проходит в большом зале. Здесь стоят несколько симуляторов, часть из которых — переоборудованные космические капсулы, которые уже были в космосе. За стеклом за пультом управления сидят инструкторы. Они нажимают на кнопки, и на астронавтов в симуляторах обрушиваются экстремальные ситуации. День за днем, целыми неделями.
«Снова и снова повторяются дни, когда выходишь из тренажера потный насквозь. Особенно если в космическом костюме выходит из строя вентиляция, такое тоже бывает, тогда почти три часа сидишь без вентиляции на грани перегрева и теряешь до двух литров воды».
Второй пилот и первый немецкий командир корабля
В начале июня Александр Герст во второй раз отправится в космос на ракете «Союз» с космодрома «Байконур». На этот раз в полете к Международной космической станции он даже возьмет на себя роль второго пилота.
«Если подумать о том, что тренируешься у такого космического агентства, как Роскосмос, для полета в капсуле космического корабля, стартующего с космодрома, с которого когда-то отправился в космос Юрий Гагарин, то факт, что меня допустят до руля — огромный кмплимент».
И не только это. По прибытии наверх, на 400-километровую высоту над Землей, Александр Герст удостоится еще одной особой чести: он станет вторым европейцем и первым немцем, который на несколько месяцев станет командиром МКС. В его задачи, впрочем, не входит командование остальными пятью членами экипажа на космической станции. Но на нем лежит колоссальная ответственность.
«В конце концов, крайне важно, чтобы кто-то на борту — и это должен быть именно командир — имел общее представление о положении дел, которое он никогда не теряет из вида. И это уже вызов. Даже если тревога сработает ночью в четыре часа. Он проснется и, спросонья увидев, что сработала тревога, сразу будет знать, что делать в этом случае».
Дома в Кельне, в Хьюстоне и в России
Его тренировки перед космическими полетами проходят в трех местах: в США у НАСА в Хьюстоне, в европейском центре подготовки астронавтов в Кельне и здесь, в Звездном городке под Москвой. Александр Герст везде чувствует себя как дома.
«Здесь у меня квартира, в которую я каждый раз приезжаю; теперь я не живу постоянно на чемоданах. В принципе, я увеличил свои расходы в три раза. Если я покупаю брюки, то всегда беру по три пары. Одна отправляется в Хьюстон, вторая — в Кельн, а третья — в Россию».
Через три месяца Александру Герсту предстоит особенно масштабный переезд. Он отправится в космос — к Международной космической станции.