Несмотря на международные финансовые санкции против России, дела у двух крупнейших российских банков идут как никогда хорошо. «Сбербанк» (контролируемый государством) объявил в среду о рекордной прибыли: 749 миллиардов рублей за 2017 год. Это на 38,2% больше, чем в предыдущем году. В понедельник «Сбербанк» впервые обошел все банки континентальной Европы с точки зрения рыночной стоимости, преодолев отметку в 90 миллиардов евро. С 2013 по 2017 год «Сбербанк» получил половину прибыли российского банковского сектора, в то время как на долю банка приходится лишь 30% активов всего сектора.
Уже давно находившийся в списке убыточных банков, второй по величине банк страны — «ВТБ», сейчас улучшил свое положение, заработав рекордные 120 миллиардов рублей в прошлом году. Это стало возможным благодаря помощи государства, которому принадлежит 60,9% капитала, и благодаря обширной программе рекапитализации.
«ВТБ» и «Сбербанк» выигрывают от своего статуса государственных учреждений, в то время как частные банки страдают от кризиса доверия. Финансовая люстрация банковского сектора Центральным банком России заставляет отдельных вкладчиков и компании доверять свои счета государственным банкам.
«Газпром», настоящий локомотив российской экономики, спокойно смотрит в будущее. 51% «Газпрома» принадлежит государству. Во вторник компания объявила об удвоении прогноза роста добычи к 2025 году, чтобы обеспечить растущий спрос в России и за рубежом. Объем добычи природного газа вырастет до отметки 560 миллиардов кубометров в год. По итогам 2017-го добыча компании «Газпром» достигла отметки в 471 миллиард кубометров природного топлива, и тогда компания предлагала более скромные оценки роста производства. В прошлом году компания вышла на рекордные показатели по экспорту (194,4 миллиарда кубометров), а также доля экспорта на рынке в Европе впервые достигла 35%. Вице-президент «Газпрома» Александр Медведев в настоящее время нацелен на 41% европейского рынка в 2035 году.
Амбиции атомного гиганта
В то же время нефтяной гигант «Роснефть», во главе которого стоит близкий друг президента Игорь Сечин, демонстрирует противоположную картину. Рыночная стоимость «Роснефти» составляет 60 миллиардов долларов, что в 5,5 раза ниже стоимости ее американского конкурента «Эксон Мобайл», несмотря на одинаковый объем производства. При этом «Роснефть» насчитывает в два раза больше разведанных запасов.
Монополии и квазимонополии, крупные российские государственные компании, постепенно поглощают экономику. Последним примером является приобретение государственным банком «ВТБ» крупнейшей сети супермаркетов в стране «Магнит». Если в 2004 году на долю государства приходилось лишь 30% капитала российских банков, то сегодня она выросла до 60%. Такое процветание государственных компаний не тормозит застой экономики (в 2017 году рост на 1,5%), и падение реальных доходов населения, которые снижаются последние четыре года. Если президент Путин не предпримет либеральные шаги в течение своего весьма вероятного следующего срока, существует риск того, что разрыв между частным и государственным секторами будет увеличиваться.