Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Парадокс Сталина

Вписан в традиции, но отвечает новым вызовам.

© AFP 2018 / Kirill KudryavtsevЖенщина перед началом церемонии возложения цветов к могиле Иосифа Сталина
Женщина перед началом церемонии возложения цветов к могиле Иосифа Сталина
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Ленин ассоциируется в народном сознании с идеями социальной справедливости, а Сталин — с жесткой и ответственной системой государственного управления. Если в государственном управлении будет продолжаться бардак, то образ Сталина будет бессмертным. Так будет до тех пор, пока на практическом уровне не реализуется политическая модернизация.

О годовщине смерти едва ли не самого могущественного лидера СССР неожиданно напомнил фильм «Смерть Сталина». Черная комедия предсказуемо была запрещена в России — но неожиданно запрет был почти полностью поддержан в Казахстане.


Сегодня, 5 марта, в 65 годовщину смерти Сталина, мы решили поговорить об этой неоднозначной исторической личности с политологом Султанбеком Султангалиевым. Возвеличивание правителей прошлого и настоящего, по мнению политолога, имеет глубочайшие ментальные корни.


Чинопочитание сложилось задолго до Сталина


«В России издавна обожествляли царей. Была даже поговорка: «Царь хороший, бояре плохие»). В казахском традиционном патриархальном обществе власть имущие также пользовались высоким авторитетом. Это касалось не только верховных ханов — номинальных правителей государства, но и влиятельных людей родового или регионального объединения — султанов, биев, батров, аксакалов.

 

70 лет советской власти, полагаю, надолго закрепили некое священное отношение к партийным боссам. Такой рудимент прошлого, как чинопочитание, в нашем обществе прижился прочно. Я бы даже сказал, что он укрепляется благодаря всесилию бюрократии», — отмечает политолог.


Мы чтим свою историю


По мнению Султангалиева, попытка сравнивать отношение народа к своим руководителям в странах бывшего СССР и Запада обречена на провал. Он убежден, что если бы фильм, подобный запрещенной комедии о Сталине, сняли о жизни Чингисхана или Кенесары в стиле западного стеба, сотни тысяч казахов, даже не националистически, а адекватно мыслящих, были бы разгневаны.


«Надо понимать, что мы в своей коренной сути — не западное общество и никогда, надеюсь, им не станем. Мы такие, какими нас сформировали исторические условия этногенеза. Это данность, которой глупо гордиться и не менее глупо комплексовать. Исторический процесс наложил неизгладимый отпечаток. И ярким тому примером является образ Сталина. Именно образ, устойчивое восприятие которого — ярко позитивное или остро негативное — сложилось у большей части общества. Хотя это была конкретная историческая личность со своими достоинствами и недостатками, объективными достижениями и неудачами, заслугами и преступлениями», — отмечает политолог.


Память стереть невозможно


Феномен культа Сталина, полагает Султангалиев, и поныне заключается не в самой личности Иосифа Виссарионовича, а в политических системах, где этот образ существует.


«Наше, скажем так, постсоветское сообщество трепетно относится к своей истории и милосердно к падшим. Волна официозного негатива, возникшая через небольшое время после смерти Сталина, вызвала общественное отторжение не потому, что это было несправедливым, а потому, что было лишено исторической объективности. Кроме того и потому, что у тех деятелей КПСС, кто «гнал эту волну», у самих были руки по локоть в крови. И простой народ это чувствовал.


Горбачевская перестройка и восторжествовавший после распада СССР махровый либерализм от фигуры бывшего вождя попытались не оставить камня на камне. Но это вызвало обратный эффект. Феноменально, что образ Сталина даже спустя 65 лет после его смерти, низводит с пьедестала современных политических лидеров в глазах простого народа. Именно народа, а не кучки перманентно продажной творческой интеллигенции», — отмечает Султангалиев.


По мнению казахского политолога, называть Сталина и Ленина политическими «призраками» в корне неверно: «В историческом плане Ленин создал основы современной казахской государственности, а Сталин дал территорию — по площади девятую в мире. И никуда вы эти факты не денете. Конечно, их можно замолчать лет на 50, оболванив, например, современную молодежь. Но факты — вещь упрямая, которую не скроешь в госархивах».


Чего ждать?


В идеологическом аспекте Ленин ассоциируется в народном сознании с идеями социальной справедливости, а Сталин — с жесткой и ответственной системой государственного управления. И совершенно неважно, какими в действительности были их цели и устремления. Важно то, что на века откладывается в народной памяти, передается из поколения в поколение. Более того, вышеперечисленные идеологемы, как никогда ранее, востребованы в нашем современном обществе, они жизненны. С историей нельзя воевать — из нее надо извлекать уроки», — уверен политолог. Султангалиев убежден, что парадигмы мышления общества определены условиями, в которых живет данный социум.


За что в России полюбили Сталина?


«И если в нашем государственном управлении будет продолжаться бардак, то образ Сталина будет бессмертным. Так будет до тех пор, пока на практическом уровне не реализуется политическая модернизация», — заключает эксперт.