В воскресенье российский шпион Сергей Скрипаль и его дочь Юлия Скрипаль были обнаружены лежащими без сознания на скамейке у торгового центра в Солсбери в Англии. Состояние их — после контакта с неизвестным веществом — по-прежнему оценивается как критическое.
Спустя всего несколько часов в интернете был пущен в обращение клип 2010 года. В нем президент России Владимир Путин грозит смертью всем российским шпионам.
«Предатели сами загнутся. Уверяю вас. Эти люди предали своих друзей, семью и свою страну», — сказал он.
Нет человека — нет проблемы
В среду стало известно, что министр иностранных дел Великобритании, Борис Джонсон, выступил с резкими предостережениями после загадочного события. В тот же день поступила информация о том, что Великобритания после воскресного эпизода начинает расследование других «подозрительных» смертей.
На сегодняшний день в Великобритании умерли 14 российских беженцев.
Оге Боркгревинк (Aage Borchgrevink), старший советник Норвежского Хельсинкского комитета, говорит, что покушения совершаются как чеченскими, так и российскими властями.
«Как, якобы, говорил Сталин: Нет человека — нет проблемы», — говорит Боркгревинк.
По его словам, случаи смертей расследовались не особо тщательно, хотя обстоятельства указывали на то, что это были «русские убийства». То, что британцы сейчас создают кризисный штаб и уделяют этому вопросу столько внимания, является довольно мощным сигналом.
«Возможно, критика, которой они подверглись в связи с этими 14 смертями, заставляет их демонстрировать, что они могут действовать решительно».
Никаких ограничений
Ула Калдагер (Ola Kaldager) ранее возглавлял разведывательную группу E14, о нем часто говорят как о «бывшем шефе шпионов». В беседе с Dagbladet он рассказал, что, когда речь идет о шпионах и разведке, то практически нет ничего, что помешало бы достижению результатов.
«Это — тихая война, которая ведется все время», — считает он.
Разведка есть у всех стран, но преобладают большие страны. США, Россия и Израиль — вот примеры стран, которые в своей разведывательной деятельности заходят особенно далеко, вплоть до осуществления покушений.
«Служба разведки действует также и за пределами своей страны, и они не обращают внимание на законодательство», — говорит Калдагер и добавляет:
«Но есть ведь границы допустимого. Западные страны в своем законодательстве более придерживаются морали, чем, например, Ближний Восток. Но для кого-то никаких границ допустимого практически нет. То, что человек делает, должно соизмеряться тем, чего человек достигает. Неужели это так важно, что надо ради этого пройти по трупам?»
«У этих людей есть свои ресурсы, и если они на самом деле совершают покушение, невероятно сложно бывает найти следы, ведущие к какому-то человеку или организации».
«Готовы убивать»
Калдагеру сложно поверить в то, что за предполагаемыми убийствами Скрипаля и его дочери стоят официальные российские власти. Предполагается, что Скрипаль предал некоторых людей, и Калдагер более склоняется к мысли о том, что случившееся могло быть проявлением мести.
«Для российской стороны Скрипаль — предатель. Скрипаля арестовали, приговорили, потом обменяли. И можно спросить себя: зачем было России потом его убивать», — говорит он.
«Мне сложно поверить в то, что русские стали бы рисковать и брать на себя подобный груз еще раз — после обвинений в убийстве бывшего шпиона Александра Литвиненко. Тогда они, вероятно, сделали это более тонко», — продолжает Калдагер.
Адвокат обвиняемого в шпионаже Фруде Берга, Брюньюльф Риснес (Brynjulf Risnes), говорит, что обвинения в отравлении и утверждения об отравлении шпионов фигурировали во многих делах.
Но он не хочет высказываться о том, кто стоит за предполагаемыми убийствами в воскресенье. Тем не менее, он подчеркивает, что все разведки хотят помешать тому, чтобы негативная информация о стране вышла наружу.
«Насколько далеко люди готовы зайти, зависит от того, какие интересы поставлены на карту. Не надо быть наивными и удивляться тому, что разведки всех стран совершают недозволенные поступки для достижения своих целей. Не думаю, что это что-то характерное только для России: в определенной ситуации человек может быть готов пойти на убийство», — считает Риснес.
Власти зарубежных государств уже высказывали раньше мнение о том, что российская разведка за границей умеет не только хорошо использовать яды, но и потратила большие суммы на исследования, связанные с ядами, объясняет он. Тем не менее, редко удавалось представить убедительные доказательства того, что речь действительно шла об убийствах. В подавляющем большинстве случаев речь, в основном, шла о спекуляциях.
Другие случаи загадочных смертей
По словам Риснеса, некоторые из так называемых «российских убийств» — примеры сложных операций. С Россией связывают многие случаи убийств журналистов, критиков режима, шпионов и двойных агентов.
Бывший российский шпион Александр Литвиненко бежал в Великобританию в 2000 году. До этого он работал на российскую ФСБ (бывший КГБ — прим. Dagbladet), ему неожиданно стало плохо после того, как он выпил чаю с бывшими коллегами по ФСБ. Оказалось, что чай содержал в себе чрезвычайно опасное радиоактивное вещество полоний-210.
Перед смертью сам Литвиненко утверждал, что за убийством стоял российский президент и разведывательная служба страны.
Все произошло, якобы, потому, что Литвиненко весной 1999 года выступил с разоблачением коррупции в ФСБ. Он также разоблачил случаи нарушения прав человека в Чечне. Перед тем, как его отравили, Литвиненко занимался расследованием убийства известного журналиста Анны Политковской.
По мнению Риснеса, в деле существуют четкие доказательства, что за убийством стояли российские власти.
«Большинство экспертов сделали бы вывод о том, что существовали очень сильные доказательства в пользу того, что за отравлением стояла российская разведка или русские действующие лица».
Отчет от 2016 года говорит о том, что, по мнению британского судьи, президент России Владимир Путин, вероятно, заранее санкционировал убийство Литвиненко.
В отчете говорится также, что, по мнению суда, убийство было совершено двумя российскими агентами.