По утверждению политолога, эксперта Армянского института по международным вопросам и вопросам безопасности Армена Варданяна, заявление пресс-секретаря Министерства иностранных дел России о денонсации армяно-турецких протоколов является всего лишь популизмом, и так и должно было быть.
Напомним, что Мария Захарова заявила: «Мы давали оценку непосредственно этому договору, так как российская делегация, как вы помните, находилась в Цюрихе и принимала активное участие. Оценки все были даны, и наше отношение остается актуальным. Мы исходим из важности нормализации отношений между этими странами — в интересах этих же двух стран. Мы, со своей стороны, всегда делали все для достижения именно этой цели».
Ради справедливости нужно сказать, что Россия не сыграла большую роль в провале этих протоколов: главную роль сыграл Азербайджан. Эта страна имеет очень серьезное влияние на Турцию. Турция сегодня получает от Азербайджана дешевый газ и нефть, Азербайджан делает большие инвестиции в экономику этой страны, кроме того, они совместно осуществляют крупные проекты, такие как газопровод Баку — Тбилиси — Эрзрум, нефтепровод Баку — Тбилиси — Джейхан и так далее. Так что, я не сказал бы, что Россия виновна в провале этих протоколов, однако я уверен, что Россия является одной из заинтересованных в этом сторон».
Обращаясь к ожидаемым со стороны России шагам, господин Варданян сказал: «Я уверен, что Россия не предпримет шагов. И в 2008 году это не было инициативой России. Для Москвы эта ситуация выгодна, и никакого давления на Армению для нормализации отношений оказано не будет, потому что сложившийся статус-кво однозначно выгоден для официальной Москвы».
В экспертных кругах в свое время было распространено мнение, что параллельно футбольной дипломатии Россия продвигала казанский план (инициатива России по урегулированию карабахского конфликта — прим. ред.), следовательно, можем ли мы сказать, что отмена армяно-турецких протоколов было последней страницей казанского плана? Господин Варданян ответил: «Эта два разных процесса, не связанных друг с другом. Исход истории футбольной дипломатии, невоплощение в жизнь протоколов были изначально предрешены, как это показало дальнейшее развитие событий. Если бы Турция была готова и выполнила все обязательства, которые взяла на себя подписав протоколы в Цюрихе, и после этого Армения провалила бы выполнение протоколов, то в этом случае мы могли бы сказать, что Россия оказывала давление. Сейчас ради справедливости нужно сказать, что Запад очень хорошо понял кто виновник провала протоколов, и не случайно они относятся к решению президента Армении Сержа Саргсяна о денонсации протоколы с пониманием, потому что знают, что виновник — Турция. Если бы под давлением России ратификация протоколов провалилась по вине Армении, то я уверен, что были бы давления уже на Армению».
На наш вопрос, инициировал ли Серж Саргсян армяно-турецкие протоколы, чтобы решить проблему своей легитимности, и теперь с окончанием своих полномочий закрывает эту страницу, господин Варданян ответил: «Серж Саргсян начал этот процесс в 2008 году, потому что имел проблему легитимности внутри страны и во внешнем мире. Запад не признавал результатов выборов. Его легитимность была поставлена под сомнение Западом, и Серж Саргсян начал этот процесс, чтобы получить легитимность от Запада. США годами прилагали усилия для нормализации армяно-турецких отношений. Этот процесс начался еще при Роберте Кочаряне, и Серж Саргсян продолжил его. В его предвыборной программе 2008 года не было пункта о подписании с Турцией протоколов, открытии границы, установлении дипломатических отношений. Только для того, чтобы решить проблему своей легитимности в глазах международного сообщества он начал этот процесс, однако подвергся очень серьезному давлению со стороны армянских общин Диаспоры, а его коалиционный партнер «Дашнакцутюн» вышел из коалиционного соглашения. Сейчас, когда период его президентства заканчивается, и помимо этого, эти протоколы давно уже мертвы, Серж Саргсян пошел на отмену этих протоколов. Если какой-то документ не действует, то его нужно выбросить в мусорную корзину истории и попытаться подписать в дальнейшем новый, более жизнеспособный документ».