Вашингтон — По информации, полученной от многочисленных источников, знакомых с обстоятельствами расследования, группа следователей под руководством специального прокурора Роберта Мюллера предприняла необычный шаг: она проводит опрос российских олигархов, приехавших в США. Во всяком случае, следователи задержали одного из них и проверили его электронные устройства, когда его частный самолет приземлился в аэропорту Нью-Йорка.
Как рассказал источник, владеющий информацией по этому вопросу, второго российского олигарха задержали во время его недавней поездки в США, хотя неясно, подвергали ли его обыску.
Следственная группа Мюллера также подготовила неофициальный документ о добровольной даче показаний и запрос на проведение беседы для третьего российского олигарха, который в последнее время в США не приезжал.
Во всех этих случаях есть одна общая деталь: следователи спрашивают богатых россиян, направляли ли те незаконно — прямо или косвенно — денежные пожертвования на проведение президентской кампании и инаугурации Дональда Трампа.
О том, что следователи проявляют интерес к российским олигархам, ранее не сообщалось. Этот интерес свидетельствует о том, что команда Мюллера начала более внимательно изучать вопрос о возможном поступлении денег из России на проведение выборов в США. Следствие делает это в рамках широкомасштабного расследования, проводимого с тем, чтобы выяснить, была ли команда Трампа в сговоре с Россией и взаимодействовала ли с ней во время ее вмешательства в президентские выборы 2016 года.
По словам одного из источников, попытки опросить российских олигархов в последние недели могут означать, что в распоряжении команды Мюллера уже есть записи или документы, в отношении которых у нее есть полномочия и которые она может легко получить. И теперь это входит в «перечень мероприятий, которые необходимо провести», чтобы выяснить, какую дополнительную информацию они могут получить от россиян во время их поездок в США или в рамках их добровольного сотрудничества.
В соответствии с законами о финансировании избирательных кампаний, иностранным гражданам запрещено делать пожертвования с целью финансирования политических кампаний, проводимых в США.
Имен олигархов источники не назвали, но сообщили подробности их общения со следственной группой специального прокурора.
По словам источников, одним из вопросов, привлекающих пристальное внимание следствия, являются инвестиции россиян в фонды компаний или аналитических центров, которые имеют комитеты политических действий — агитационно-политические комитеты, жертвовавшие средства на избирательную кампанию.
Другой вопрос, которым интересуется команда Мюллера, по словам источников, состоит в том, использовали ли богатые русские подставных доноров — лиц, имеющих американское гражданство — в качестве посредников, через которых они могли бы вливать денежные средства в фонд избирательной кампании и инаугурации.
Контакты с российскими олигархами в американских аэропортах — это еще один признак агрессивной тактики, которую используют следователи Мюллера, чтобы найти подход к свидетелям или людям, с которыми им было бы интересно побеседовать.
«Прокурорам и следователям нравится элемент неожиданности, когда можно получить более спонтанные (и зачастую правдивые) ответы», — написал бывший федеральный прокурор Даниэл Голдман (Daniel Goldman). Для доступа к электронным устройствам команда Мюллера использует ордер на обыск, и, по словам Голдмана, «в этих расследованиях решающее значение имеет фактор неожиданности, поскольку никому не хочется, чтобы человек стер данные из своего телефона».
В январе агенты ФБР задержали и допросили специалиста по Ближнему Востоку Джорджа Надера (George Nader), когда тот прибыл в Вашингтонский международный аэропорт имени Даллеса. Они сфотографировали его электронные устройства и вызвали в суд для дачи показаний. Надер, который в период передачи власти (в США) присутствовал на тайных встречах между представителями Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ) и соратниками Трампа, сотрудничает со следствием. Надер находился на Сейшельских островах, когда сторонник Трампа Эрик Принс (Erik Prince) встречался там с директором Российского фонда прямых инвестиций Кириллом Дмитриевым. В беседе со следователями конгресса Принс заявил, что никаких противоправных действий не совершал.
Тед Маллок (Ted Malloch), назвавший себя неофициальным советником штаба Трампа, на прошлой неделе опубликовал заявление о том, что в Бостоне, когда он возвращался из международной поездки, его задержали сотрудники ФБР. Они взяли его мобильный телефон и расспрашивали его о политтехнологе-республиканце Роджере Стоуне (Roger Stone) и WikiLeaks. 13 апреля Маллок должен предстать перед следственным советом присяжных Мюллера.
По словам источников, в конце прошлого года следственная группа Мюллера опросила нескольких свидетелей, пытаясь выяснить, знают ли они русских, которые делали пожертвования — прямо или косвенно — в фонд избирательного штаба Трампа.
Другой источник добавил, что следователи из команды Мюллера спрашивали о нескольких американских гражданах, которые родились в бывших республиках СССР и поддерживают связи с этими странами. По словам этого человека, вопросы в основном касались сбора средств республиканцами и того, каким образом деньги поступают в политику США. В сентябре телеканал «Эй-Би-Си Ньюс» (ABC News) со ссылкой на помощника из штаба республиканцев, которого опрашивали следователи из команды Мюллера, сообщил, что следственная группа Мюллера задала вопросы о том, когда граждане США, имеющие связи с Россией, делали взносы.
По данным Центра ответственной политики (Center for Responsive Politics), Трамп на свою президентскую кампанию собрал 333 миллиона долларов. А его инаугурационный комитет собрал рекордную сумму в 106,8 миллиона долларов — в два с лишним раза больше, чем собирал любой из его предшественников. Наблюдательные группы критиковали комитет за то, что он не дал исчерпывающей информации о том, как он потратил средства, собранные на инаугурацию.
Другой потенциальный источник информации для следователей Мюллера — Рик Гейтс (Rick Gates), бывший заместитель председателя избирательного штаба Трампа, который в феврале признал себя виновным в финансовых махинациях и даче ложных показаний представителям следственной группы Мюллера. Гейтс тесно сотрудничал с Полом Манафортом, который в течение некоторого времени в 2016 году был председателем избирательного штаба Трампа и оставался в команде в должности заместителем председателя инаугурационного комитета Трампа. В рамках своего досудебного соглашения о признании вины Гейтс обязан во всем сотрудничать со следователями Мюллера и отвечать на все их вопросы.
Неясно, выявила ли команда Мюллера факты незаконного финансирования, или их вопросы носят скорее ознакомительный, предварительный характер. Представитель специального прокурора от комментариев отказался.
«Можно сказать, что любые деньги взаимозаменяемы везде, где бы они ни [оказались], они легко перетекают из одной сферы в другую, — сказал один источник, знакомый обстоятельствами расследования. Иначе команда Мюллера может подумать, что «вы внесли свой вклад с определенной целью».