Российское посольство в Лондоне расположено в прекрасном месте, в непосредственном соседстве с Кенсингтонским дворцом. С недавних пор в посольстве стало меньше обитателей, чем еще четыре недели назад. 23 россиянина были, как известно, высланы после покушения с применением нервно-паралитического газа на бывшего шпиона Сергея Скрипаля и его дочь Юлию. В четверг оставшийся на своем посту посол Александр Яковенко пригласил в свою резиденцию на — скажем заранее — удивительную пресс-конференцию.
Он стоял на трибуне на тяжелом ковре перед старинными картинами, рядом с ним находился телеэкран, на котором друг за другом возникали «40 вопросов, на которые не ответили британцы». В последующие полтора часа Яковенко продемонстрировал мастерство много говорить и мало сказать.
Яковенко и как он видит мир
Сейчас дело обстоит так, что и без того сложные дипломатические отношения между Великобританией и Россией достигли самой низшей отметки. Но те представители СМИ со всего мира, которые наблюдали за Яковенко, удивлялись его постоянной усмешке и поразительно хорошему настроению, когда он на каждый, действительно на каждый критический вопрос, либо отвечал улыбкой, либо уклонялся от него. Как Яковенко видит мир?
Посол: «Новичок» — это изобретение США 90-х годов
Следует знать, что во всей этой истории британцы тоже были не очень-то ловкими. В четверг шеф лаборатории в Портен-Даун заявил, что нельзя со стопроцентной уверенностью доказать, что использовавшийся в Солсбери яд «Новичок» происходит из государственных российских запасов. Тем самым он по глупости опроверг версию министра иностранных дел Бориса Джонсона, который в интервью радиостанции «Дойче велле» только что заявил об этом «абсолютно категорично». А твит подобного содержания, к злорадству россиян, был удален британским министерством иностранных дел.
Вот на чем основывалось жизнерадостное выступление Яковенко, который временами скатывался до комизма. Он даже всерьез дошел до утверждения, что Россия никогда не производила, не имела и не хранила «Новичок». Более того, это, мол, американское изобретение 90-х годов, и его производили многие другие государства. Он прочувствованно требовал 30 раз за 90 минут больше «прозрачности в этом так называемом расследовании». Он говорил и говорил, а сзади него на экране высвечивались «вопросы, оставшиеся без ответа», он улыбался довольно и почти высокомерно, так что можно было подумать, что речь здесь идет вовсе не о международном кризисе и отравленных людях. В какой-то момент до него из аудитории дошло сообщение о том, что Юлия Скрипаль, очевидно, поговорила по телефону со своей двоюродной сестрой в России и через британскую полицию дала понять, что ей гораздо лучше, и она с каждым днем набирается сил.
Хорошего выздоровления Юлии и Сергею Скрипалю
Рад, сказал посол и в виде исключения на этот раз не улыбнулся. Не правда ли, Юлия Скрипаль когда-нибудь определенно вернется в Россию, «там у нее работа и квартиры, она хорошо обеспечена». Он пожелал выздоровления также ее отцу.
Один британский коллега из Би-би-си резюмировал: «Это были не мы, русские. Предположительно, это были сами британцы. У нас нет никакого „Новичка“ и никогда не было. А остальной мир — на нашей стороне». Все это было тщательно срежиссировано и выглядело как большой театр иллюзий.
Ожидание доклада экспертов ОЗХО
На следующей неделе эксперты ОЗХО представят свой доклад о нервно-паралитическом газе и его потенциальном источнике. Посол, конечно, не полностью доверяет этому. По его словам, следует все выслушать и проверить. Конечно же, он предпочел бы, чтобы в этом участвовали российские эксперты. Он снова улыбнулся.
После этого Александр Яковенко ушел. Было сказано все и ничего.