Для Терезы Мэй химическая атака в Сирии и покушение на бывшего двойного агента — результат одного и того же намерения: Россия в сущности хочет расколоть и дестабилизировать ЕС.
Премьер-министр Великобритании в понедельник, 9 апреля, встретилась с коллегами из Швеции и Дании. Целью было прежде всего обзавестись союзниками в ходе нынешних переговоров о выходе Британии из ЕС.
Однако на пресс-конференции Терезы Мэй и Стефана Лёвена около семи часов вечера возникло ощущение, что тему Брексита на полуторачасовых переговорах в Русенбаде (офис премьер-министра и канцелярия правительства Швеции — прим. перев.) едва ли затронули.
Как только появилась возможность, Тереза Мэй заговорила о химической атаке асадовского режима на повстанцев в пригороде Дамаска Думе. Предположительно, ее жертвами стали до 70 человек.
Друг порядка, конечно, задастся вопросом, почему для нее было так важно сказать это именно тогда. Сейчас объясним.
Один из союзников Сирии в гражданской войне — Россия. Русские поддерживают сирийский режим, чтобы сохранить свою военно-морскую базу в Сирии — последнюю на Ближнем Востоке.
Кроме того, Россия стремится изменить нынешний миропорядок, в котором США — единственная сверхдержава. И попытки посеять рознь среди стран Евросоюза — звено этой цепи.
Последнее, но не наименее важное: Россия поддерживает ряд правых популистских партий в ЕС, в том числе и деньгами. Это тоже делается для того, чтобы дестабилизировать Европейский союз, который сильно навредил российской экономике, введя против нее санкции после вторжения России в Крым в 2014 году.
Мэй не сказала этого открыто, но вообще-то она провела параллели между российской поддержкой режима Асада, а значит, и химической атакой, и покушением на бывшего российского двойного агента Сергея Скрипаля и его дочь Юлию в британском городке Солсбери месяц назад.
«Атака в Солсбери вписывается в российскую модель поведения с целью дестабилизации ЕС», — подчеркнула она на пресс-конференции.
Швеция и Великобритания — Мэй и Лёвен называют свои страны старыми добрыми друзьями — выдвинули предложение в ближайшее время обсудить химическую атаку в Думе в Совете безопасности ООН. Великобритания — постоянный член Совбеза, Швеция — временный.
Между тем переговоры о выходе британцев из ЕС продолжаются и должны завершиться к октябрю. После этого договор о выходе должны одобрить все 29 парламентов, которых это касается, и Великобритания покинет Европейский союз 29 марта следующего года.
Но вчера Брексит не казался особенно насущной темой ни для кого из премьер-министров. Совсем нет.