В день после обвала правительственная пресса России призывает держаться. «Рубль готовится к реваншу» — так звучит заголовок на первой странице ежедневной газеты «Известия», которая вот уже много лет придерживается линии Кремля.
Тем временем обесценивание российской национальной валюты продолжается. С начала недели рубль потерял по отношению к евро около 10%. Падение курса валюты стало для граждан России самым ясным признаком того, как сильно могут на этот раз затронуть страну объявленные в пятницу санкции США. Об этом свидетельствуют и красные табло все еще очень распространенных обменных пунктов.
Еще более драматичными эти последствия стали для клуба олигархов России. На сайте американского журнала «Форбс» можно практически в реальном времени проследить, как тает их состояние. За несколько часов 50 самых богатых россиян потеряли около 12 миллиардов долларов. Российский фондовый индекс РТС обрушился после открытия торгов в понедельник на 12%. Во вторник падение продолжалось, временами минус составлял около 5%.
Почему на этот раз санкции так сильно затронули Россию?
На первый взгляд объявленные в пятницу министерством финансов США штрафы — это продолжение прежней политики США. Администрация США еще до начала украинского кризиса постоянно объявляла санкции против россиян и российских концернов. Первым шагом стала публикация в 2013 году так называемого списка Магнитского (направленного на причастных к смерти сидевшего в российской тюрьме Сергея Магнитского). Затем в 2014 году последовали санкции против чиновников, концернов и бизнесменов, которые сыграли свою роль в военных операциях России в Крыму и на Восточной Украине.
Эти штрафные меры обосновывали то более, то менее подробно. При этом, как правило, можно было хорошо проследить, кто и по какой причине попал под эти санкции: например, военные концерны наказали, потому что их оружие применялось на Украине. Также в черном списке оказалось и оборудование для добычи нефти: надо было ограничить финансовое пространство России для таких действий, как на Украине.
На этот раз ситуация иная: это отчетливо видно на примере одного человека в центре новой волны санкций — Олега Дерипаски. Миллиардер и восемь его фирм вошли в опубликованный в пятницу министерством финансов США список. Алюминиевый конгломерат Дерипаски «Русал» уже предупредил своих акционеров, что фирма, вероятно, не сможет выплатить часть долгов. Речь идет о «техническом дефолте».
У «Русала» около 60 тысяч сотрудников, а его ежегодный оборот составляет около десяти миллиардов долларов, из них 14% — в США. Санкции могут отрезать фирму от ее клиентов на мировом рынке. По сообщению информационного агентства «Блумберг», уже несколько глобальных торговцев сырьем разорвали свои деловые связи с «Русалом» под давлением банков. Теперь они сами опасаются попасть под прицел американцев.
Ибо впервые санкции США распространяются не только на указанные российские фирмы и на российских бизнесменов, но и на все западные концерны, которые «сознательно заключают с ними крупные сделки» или на компании, в которых участие оказавшихся под санкциями россиян оставляет 50% или более.
Почему США выбрали именно Дерипаску?
Дерипаска на протяжение нескольких лет платил деньги вашингтонскому лоббисту Полу Манафорту (Paul Manafort), который в 2016 году какое-то время руководил предвыборной борьбой Дональда Трампа. Однако министерство финансов США включило Дерипаску в санкционный список не по этой причине, во всяком случае официально. В качестве обоснования этого шага на сайте министерства кратко указано, что речь идет о подозрении в участии в «злонамеренных действиях России».
При этом Дерипаска даже не принадлежит к кругу особенно близких к Кремлю бизнесменов. Он разбогател не при Путине, а в эру предыдущего президента Бориса Ельцина. Его жена Полина — вообще из клана Ельциных.
Министерство финансов США несколько небрежно попыталось найти какие-то доказательства «ключевой роли» Дерипаски в политике Кремля. Этот бизнесмен якобы как-то раз сказал, что он не отделяет свои собственные интересы от интересов российского государства.
Однако этой цитате уже более десяти лет. Она появилась в 2007 году в интервью газете «Файнэншл Таймс» и была ответом на вопрос о том, не боится ли он, что его ожидает судьба арестованного в 2003 году Михаила Ходорковского.
Какую цель преследуют американцы?
Еще в январе министерство финансов США опубликовало список якобы близких к Путину бизнесменов, который выглядел так, словно министерство просто скопировало список из «Форбса».
Поэтому вкладчики в Москве поняли новые санкции США как предостережение, «что любая российская фирма должна опасаться, что будет обложена санкциями», как говорит Вадим Бит-Аврагим, старший портфельный управляющий УК «КапиталЪ». По его словам, инвестиции в Москве теперь будут рассматриваться многими международными инвесторами как «токсичные активы».
Эти действия напоминают о лете 2014 года. После российской аннексии Крыма и военного вмешательства Москвы в конфликт на Восточной Украине политики в США и Европе надеялись, что экономическое давление сможет заставить миллиардеров повлиять на Путина, чтобы тот действовал не так агрессивно. Или же они вообще отдалятся от него. Республиканец Пол Райан (Paul Ryan), ставший между тем спикером Палаты представителей Конгресса США, хотел «взять под прицел олигархов, которые составляли основу власти Путина».
Герхард Шиндлер (Gerhard Schindler), бывший в 2014 году главой Федеральной разведывательной службы Германии, даже решил, что уже видит трещины в путинском блоке власти. С точки зрения секретной службы вполне возможно, что некоторые из олигархов ставят свои экономические интересы выше политических и тормозят Кремль, сказал Шиндлер депутатам Бундестага.
Эти надежды так и не осуществились. Напротив, чем сильнее было давление Запада в прошлые годы, тем сильнее казалась поддержка Путина в собственной стране.
Йозеф Брамль (Josef Braml), эксперт по США в Немецком обществе внешней политики, исходит скорее из внутриполитических причин для новых санкций. По его мнению, на президента США Дональда Трампа все чаще оказывается давление. Конгресс требует от него еще более жесткого подхода к России, а «теперь Трамп может что-то предъявить», говорит Брамль. Дерипаска здесь как раз подходит, таким образом президент может продемонстрировать, что не делает прежнему советнику Манафорта никаких поблажек.
Однако не исключено, что алюминиевый магнат Дерипаска оказался в центре внимания по другой причине: «Русал» — второй в мире производитель алюминия, не считая Китая. А Трамп официально пообещал защищать металлургическую отрасль Америки.
Для нее новости в понедельник были хорошими: цена на алюминий подскочила на 4%.