Нечасто можно увидеть, как в стране, которая поверглась ракетной атаке, народ выходит на улицы и устраивает радостные гуляния с победными возгласами.
Такая картина, которая наблюдалась в Дамаске при участии тысяч человек через несколько часов после операции США, Великобритании и Франции в отношении Сирии, на первый взгляд может показаться странной и вызвать вопрос: «Чему же радуются эти люди?»
А радовались сирийцы следующему: того, чего они боялись, не произошло! В районы Дамаска и Хомса было выпущено 105 ракет, но поскольку в качестве целей было выбрано только несколько научных и военных объектов, гражданские кварталы никак не пострадали.
В то время как на улицах Сирии шли народные гуляния, президент Башар Асад был запечатлен на фото, когда утром с кейсом в руках направлялся в свой кабинет, а это показало, что и на государственном уровне не было какого-либо беспокойства. Словно сирийский лидер тоже почувствовал облегчение от того, что на этом все закончилось.
Фиктивный бой?
Лидеры трех стран, совершивших ракетную атаку, также по-своему выразили удовлетворение произошедшим. Президент Трамп отметил, что операция прошла успешно. Премьер-министр Великобритании Мэй подчеркнула, что атака имела ограниченные цели и задача свержения режима не ставилась. Президент Франции Макрон заявил, что эта атака была направлена на сдерживание.
Тем не менее еще неделю назад реакция, последовавшая за применением химического оружия в сирийской Думе, и российско-американское противостояние подвели мир к порогу войны. Казалось, что стороны играют в опасную игру, идя по краю пропасти, но в дальнейшем им удалось закрыть эту главу, сведя к минимуму долю риска.
Стоило ли?
Подходя к вопросу о том, какую пользу это принесло, можно сказать, что эта операция, несмотря на взятые риски и — говоря языком бизнесмена Трампа — крупные инвестиции (250 миллионов долларов), дала не так много.
Да, откровенно говоря, после массового убийства в Думе с применением химического оружия мир (включая Турцию) действительно хотел, чтобы Запад как-либо ответил на это. Но эта операция была обречена остаться символической или показной. Так и случилось. На практике с военной точки зрения ситуация не изменилась. Армия Асада теперь доминирует и в Думе. Очевидно, ракетная атака не сказалась на военном потенциале Сирии.
США и их союзники хотели показать, что они все равно являются главными игроками в Сирии. И, пожалуй, важнейший итог произошедшего — демонстрация вовлеченности в этот процесс.
Сейчас основные ожидания и стремления связаны с использованием нынешнего состояния вещей в качестве возможности для новой дипломатии по установлению мира.
Если это произойдет, тогда мы, может быть, скажем: «Это стоило такого волнения»…