Мировые СМИ в последние дни пестрят сообщениями о торговых войнах и санкциях. Но большинство бирж демонстрируют невозмутимость. Причиной разногласий между экономическими державами стала политика американского президента. «Трамп сначала бросает гранату в помещение, а потом смотрит, уцелело ли что-нибудь внутри», — говорит Торстен Беккер (Thorsten Becker) из консалтинговой компании JO Hambro. Но не так страшен черт, как его малюют. Трамп, по словам эксперта, стремится в первую очередь показать своему электорату в преддверии ближайших промежуточных выборов, что выполняет свои предвыборные обещания.
Выход из НАФТА (Североамериканское соглашение о свободной торговле) после семи раундов переговоров вскоре, похоже, будет снят с повестки дня. Дискуссия о размере «заградительных» таможенных пошлин на сталь и алюминий тоже постепенно затихла. После того как США отменили их для своих союзников, эти штрафные тарифы действуют лишь для Китая и России. Но из Китая США напрямую почти ничего не импортируют, а американские компании могут потребовать введения различных положений об исключениях. Но нет смысла делать ставку на американских производителей стали и алюминия, говорит Беккер. Их цены слишком высоки, а их акции слишком дороги.
Торговые конфликты и риски, связанные с регулированием, затронут, в первую очередь, высокотехнологичные компании, лидеров глобальных рынков вроде «Фейсбука», «Амазон», «Нетфликс» или «Гугл», считают эксперты компании Investec Asset Management. Обязательно будут и дополнительные переговоры, потому что американские потребители не согласятся с повышением цен, а китайская экономика, слишком сильно зависящая от кредитов, инвестиций и экспорта, пытается выровнять ситуацию с собственными потребителями.
При этом специалисты не могут понять, почему доллар ослаб. Американская валюта демонстрирует слабость с тех пор, как Трамп пришел к власти. Тем не менее «зеленая банкнота» остается валютой мировой торговли. Но, несмотря на это, внешняя торговля в прошлом оказывала лишь ограниченное влияние на ситуацию. Снижение налогов и повышение процентных ставок должны были бы «воодушевить» американскую валюту, но до сих пор этого не произошло. С начала 2017 года доллар по сравнению с другими основными валютами мира просел на 5-15%, хотя динамика американской экономики несколько выросла.
Что касается России, то тут американцы действуют вполне последовательно. Санкции против Москвы болезненны, и эффект от них значительно превышает эффект от прошлых «штрафов». Американские инвесторы вынуждены продавать свои российские активы. Кроме того, им запрещено вести бизнес с компаниями олигарха Олега Дерипаски. Российский фондовый рынок потерял после объявления санкций 15%, что главным образом связано с ослаблением рубля, потерявшего около 12% своей ценности по отношению к доллару. Однако санкции больше не оказывают такого сильного влияния, как сразу после аннексии Крыма. Макроэкономическая ситуация сейчас значительно улучшилась благодаря ценам на нефть. После аннексии Крыма Россией они обвалились, а сейчас находятся на трехлетнем максимуме в долларах, а в рублях и вовсе на историческом максимуме.
По мнению экспертов консалтинговой компании GAM, санкции США стали реакцией на вмешательство России в американские президентские выборы. В этот раз санкции вводятся не только против российских компаний, но и непосредственно против их владельцев, а также чиновников. После российского вторжения в Крым американским инвесторам было запрещено приобретать новые ценные бумаги. Теперь же им запрещено держать облигации и акции российских предприятий, против которых действуют санкции, и они вынуждены их продавать.
Наблюдатели считают, что настал момент для покупки ценных бумаг российских компаний. Соотношение курсовой прибыли и доходов на российской бирже составляет 5,3, что делает Россию самым прибыльным рынком среди всех развивающихся стран. По словам Мишеля Вискирски (Michel Wiskirski) (Carmignac), российские валюта и фондовый рынок избавились от основного фактора, от которого зависели цены. Речь идет о стоимости нефти, которая по-прежнему остается важным фактором российского благосостояния. Кроме того, инфляция сократилась до 2%. А еще существенно снизилась потребность в иностранном капитале, потому что государственные предприятия были освобождены от долларовых долгов, заметил Вискирски.