Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Воздушные дуэли, перехваты и гибель пилотов в Эгейском море

© Фото : Илья ПлехановОбозреватель «ИноСМИ» Илья Плеханов
Обозреватель «ИноСМИ» Илья Плеханов
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
СМИ публикуют материалы про «перехваты» самолетов, приближающихся к границам другого государства. Но настоящие перехваты с воздушными дуэлями, которые влекут гибель пилотов, происходят сегодня только в одной точке мира — в Эгейском море. В мастерстве ведения ближнего воздушного боя более тридцати лет упражняются пилоты ВВС Греции и Турции, и прежде всего в воздушном пространстве Греции.

В прессе можно прочитать материалы про «перехваты» самолетов тех или иных стран, приближающихся к границам другого государства. Англичане регулярно «перехватывают» российские самолеты, японцы — китайские, россияне — американские. Слово громкое, но на деле это просто означает обозначение своего присутствия рядом.


Настоящие же перехваты в воздушном пространстве страны (а не где-то рядом), с реальным захватом целей системой наведения, с вооруженными боеприпасами самолетами, с воздушными дуэлями, которые влекут гибель пилотов, с применением ракет по самолетам и впечатляющей воздушной акробатикой, что уже несколько раз практические привело к полномасштабной войне, происходит сегодня только в одной точке мира — в Эгейском море.


В мастерстве ведения ближнего воздушного боя уже более тридцати лет упражняются пилоты ВВС Греции и Турции, и в основном это происходит в воздушном пространстве Греции.


В апреле этого года в Эгейском море разбился многоцелевой истребитель Mirage 2000-5 ВВС Греции, который возвращался с миссии по перехвату вторгшихся в воздушное пространство страны турецких самолетов. Опасного сближения и воздушной дуэли на этот раз не было, турецкие самолеты покинули воздушное пространство Греции до появления греческих, тем не менее пилот — капитан ВВС Георгиос Балтадорос — погиб в ходе крушения самолета.


И эта не первая гибель пилотов в ходе подобных «перехватов».


• 18 июня 1992 года греческий «Мираж», ввязавшийся в «дуэль с двумя турецкими F-16 на малой высоте над островом Айос-Эфстратиос, разбился, пилот Николаос Сиалмас погиб.


• 8 октября 1996 года в греческом воздушном пространстве недалеко от острова Хиос потерпел крушение турецкий F-16. Один из летчиков, Осман Чилекли, успешно катапультировался, второй пилот, Наиль Эрдоган, пропал без вести. Его тело так и не нашли. Через 16 лет Чилекли признался, что его сбил греческий самолет, и позже министр обороны Турции также признал, что греческий «Мираж» поразил турецкий F-16 ракетой «воздух-воздух».


В 2016 году прокуратура Анкары потребовала двойного пожизненного заключения для греческого пилота Таноса Гриваса, который сбил турецкий самолет, за умышленное убийство, и еще 12 лет тюрьмы за потерю турецкой машины. И еще 1 миллиард долларов компенсации. Афины, кстати, отрицают факт пуска ракеты и заявляют, что турки в ходе маневрирования в воздухе сами потеряли контроль над самолетом и разбились, при этом самолет турецких ВВС был вооружен и вторгнулся в воздушное пространство Греции не один.


• 23 мая 2006 года в ходе воздушной дуэли столкнулись самолеты F-16 греческих и турецких ВВС. Грек Костас Илиакис погиб, турок Халил Ибрагим Оздемир успешно катапультировался.

 

• В 2007 году погиб турецкий летчик в ходе тренировочной отработки воздушного боя.


• В 2010 году погибли два греческих летчика, не справившись с маневрированием на малой высоте в ходе учений.


Вот пример интенсивной воздушной дуэли 2016 года.


Эскалация в небе резко начала набирать обороты после того, как президентом Турции стал Реджеп Эрдоган, и достигла пика после того, как Эрдоган в 2016 году смог подавить попытку военного переворота.


С июля, когда происходила попытка переворота, по октябрь 2016 года турецкие самолеты не ввязывались в воздушные дуэли, так как по видимому ВВС Турции были озабочены другими делами, но в середине октября 2016-го две пары турецких F-16, вооруженные ракетами, устроили первую после непродолжительного перерыва воздушную игру с греками.


Греческие ВВС поднимаются в воздух на перехват турецких самолетов более тысячи раз в год. Пролет непосредственно над греческими островами турецкие ВВС осуществляли 3 раза в 2011 году, 4 раза — в 2012 году, 11 раз — в 2013 году, 14 раз — в 2014 году, 36 раз — в 2015 году, рекордные 57 раз — в 2016 году. В 2009 году воздушное пространство Греции было нарушено 1,679 раз и пилоты двух стран устраивали воздушные дуэли 237 (!) раз. Почти 14% нарушений вело к попытке пилотов захватить противника в прицел системы наведения ракет. С 2010 по 2014 годы число дуэлей колебалось вокруг 1%, а в 2015-2015 снова возросло до 4%.


В 2015 году воздушное пространство Греции было нарушено 1,375 раз и в 135 случаях турецкие самолеты были вооружены ракетами. В 2016 году воздушное пространство Греции было нарушено уже 1,671 раз. И каждый раз греки поднимают в воздух самолеты на перехват. Для сравнения, НАТО в том году поднимало свои самолеты для перехвата российских (без воздушных дуэлей) 780 раз. И это для ВВС НАТО был самый активный год со времен Холодной войны. В 2017 году турки вторглись в воздушное пространство 3,317 (!) раз. На середину апреля этого года счет был 920 нарушений.


Одна из проблем, которую отмечают сами греки, это тот факт, что в отличие от греческих ВВС турецкие обладают активным флотом дозаправщиков, что позволяет турецким самолетам в ходе одного беспосадочного полета много раз нарушать воздушное пространство Греции, в то время как греки каждый раз поднимают в воздух новую пару своих самолетов. Час оперирования греческого самолета составляет от 8 до 12 тысячи евро, что в сумме ощутимо для бюджета.


Турки также, по словам греков, не реагируют, когда их самолеты захватывает система наведения, и продолжают полет в полной уверенности, что греки не собьют их. Именно поэтому столкновение двух F-16 2006 года греки рассматривают как осознанный таран турецкого самолета греческим, когда турок проигнорировал захват в прицел.


Сегодня греческие и турецкие самолеты вылетают на свои миссии вооруженными, а отношения между двумя странами крайне напряженные. Тем не менее, необходимо отметить, что после договора 1931 года Греция определила свои территориальные воды в 6 миль, а воздушное пространство — в 10 миль. Турция не признает это и считает разницу в 4 мили международным пространством, где ВВС Турции могут летать, сколько захотят. Отсюда и такие большие цифры нарушений.


Если не уходить вглубь времен, то сегодняшний кризис можно начать отсчитывать с 1955 года.


Считается, что страны были близки к полномасштабной войне четыре раза: в 1974, в 1976 году, в 1987 году и 1996 году. Основные поводы — Кипр и природные ресурсы на дне моря.


После Второй мировой войны обе страны были истощены, обе страны рассматривали СССР как угрозу и были готовы идти в русле политики нового западного гегемона — США. Обе страны вступили в НАТО и отношения между ними чуть ли не в первый раз за всю историю можно было даже назвать относительно дружелюбными. В 1952 году премьер-министр Греции говорил, что нет такой проблемы между Грецией и Турцией, которую стороны бы не разрешили дружеским путем, а в 1954 году уверял, что вопрос Кипра не угрожает дружбе двух стран.


В 1950 году греки на Кипре высказались за присоединение к Греции. В 1954 году Анкара направила официальное письмо в Афины, где высказывалась против этой идеи и заявила, что присоединение Кипра к Греции противоречит стратегическим интересам Турции. Великобритания была только рада привнести Турцию (которая еще таила обиду за потерю территорий после Первой мировой войны) в данную тему, так как до этого момента проблема Кипра рассматривалась всеми скорее как антиколониальная борьба греков против англичан, которая никак не касается Турцию. США были заняты антисоветской темой и поддерживали по всем вопросам англичан.


В 1955 в Лондоне собралась конференция по кипрскому вопросу, которая ни к чему не привела, а погромы против греков в Стамбуле и Измире заставили греческую делегацию покинуть конференцию. После 1955 остававшиеся еще греки стали уезжать из Турции, а с подачи Великобритании на Кипре началось кровавое противостояние греко-киприотов и турко-киприотов. С тех пор отношения Греции и Турции никогда больше не имели шанса на нормализацию.

 

Помимо Кипра и островов в Эгейском море вторым камнем преткновения стало ни что иное, как… нефть. С 1960-х годов Греция вела поиски углеводородов в Эгейском море и к концу десятилетия сделала несколько находок. Афины начали выдавать лицензии нефтегазовым консорциумам на разработку месторождений. То же самое делала и Турция. Иногда выходило, что лицензии от двух стран давали право на работы в одних и тех же районах моря, что, естественно, никого не устраивало, так как две страны не могли договориться, как они трактуют понятие «континентальный шельф».


В 1974 году Турция вторглась на Кипр. В 1976 и 1987 году вновь обострилась обстановка вокруг континентального шельфа и поиска нефти. В 1996 году обострились отношения из-за принадлежности двух скалистых островов, что чуть не закончилось реальной войной, пока в ситуацию не вмешались США.


В 1983 году в ЦРУ оценивали вероятность войны между Турцией и Грецией и пришли к выводу, что война не продлится больше двух недель, потому что у стран банально кончится как топливо, так и боеприпасы. При этом Греция сможет удержать за собой основные острова и контроль в Эгейском море, но потеряет Кипр, который будет окончательно захвачен Турцией в ходе войны. Аналитики обещали короткую, но кровопролитную войну, нацеленную в первую очередь на быстрый захват территорий со стороны Турции и на уничтожение турецкого флота и ВВС со стороны Греции.


Впрочем, больше всего ЦРУ тогда беспокоило, что война между Турцией и Грецией станет на руку СССР, так как посеет разлад в стане НАТО, лишит Альянс военно-операционных возможностей в регионе. В 2016 году бывший глава Генштаба Греции несколько хвастливо заявил, что в ходе моделирования (с участием израильских специалистов) войны Греции и Турции греки пришли к выводу, что смогут уничтожить ВВС Турции за 48 часов.


Сегодня Турция и Кипр снова конфликтуют из-за поиска газа у берегов острова, Греция не выдает Анкаре бежавших во время попытки переворота 2016 года восьмерых турецких военнослужащих, Турция захватила двоих греческих военнослужащих у своей границы, греки открыли предупредительный огонь в сторону турецкого вертолета, пролетающего над греческим островом Ро, на спорных островах снова то поднимают, то опускают флаги двух стран, турецкие истребители приближаются к вертолету премьер-министра Греции, Эрдоган идет на досрочные выборы, его министры угрожают Кипру, а греческие журналисты предупреждают Турцию, что война с Грецией не будет похожа не легкую операцию в сирийском Африне. На этом фоне США имеют гораздо меньше влияния на Турцию, чем ранее, и не смогут так просто остановить конфликт, как в 1996 году.


Остается только надеяться, что в ходе воздушных дуэлей в Эгейском море ни у кого не сдадут нервы и никто из пилотов Греции и Турции не запустит в итоге ракету по самолету противника.

Обсуждение
Комментариев: 12
Правила
Эта статья опубликована более, чем 24 часа назад, а значит, она недоступна для комментирования. Новые материалы вы можете найти на главной странице.
kirov43
25 апреля 2018, 13:01
"В 2016 году бывший глава Генштаба Греции несколько хвастливо заявил, что в ходе моделирования (с участием израильских специалистов) войны Греции и Турции греки пришли к выводу, что смогут уничтожить ВВС Турции за 48 часов." -------------------- - а после получения турками С-400 те борзеть в регионе ещё будут больше, к гадалке ходить не надо.
GreyCat
25 апреля 2018, 13:25
В 2016 году прокуратура Анкары потребовала двойного пожизненного заключения для греческого пилота Таноса Гриваса, который сбил турецкий самолет, за умышленное убийство, и еще 12 лет тюрьмы за потерю турецкой машины. --------- Интересно, сколько пожизненных получил пилот сбивший российский самолет и какова была сумма компенсации.
kirov43
25 апреля 2018, 13:40
GreyCat, 11 млрд. потеряли турки, но сколько наторговали с ИГИЛ? - а пилота говорят ликвидировали, хотя.. верить этому тоже дело такое.
intuzazist
25 апреля 2018, 15:02
GreyCat, Родственникам пилота правительство Турции подарили виллу (дом) на побережье.....
GreyCat
25 апреля 2018, 18:01
intuzazist, того что сбил или наооброт?
intuzazist
26 апреля 2018, 03:53
GreyCat, Нашему, погибшему..........................
GreyCat
26 апреля 2018, 05:51
intuzazist, понятно. Спасибо, а то я как-то пропустил эту информацию.
intuzazist
26 апреля 2018, 13:03
GreyCat, А она как то тихонечко прошла! Домик в Кемере, брат погибшего чой-то побыковал, типа западло! Брат бесценен, а вдова с детишками покумекала, на досуги и приняла правильное решение! Мужа то всё равно не вернёшь, а так хоть семья штаны подтянет, в отсутствии кормильца......
GreyCat
26 апреля 2018, 13:33
intuzazist, если честно, то не понял Ваш сарказм немного по поводу семьи погибшего. Вы что предлагаете отказаться ей от компенсации? Можно вспомнить компенсации Германия родственникам погибших евреев. Все кто мог получил. Здесь, как мне кажется у Вас не правильное представление о самой природе компенсации. Это не благотворительность. Это обязанность той стороны.
intuzazist
27 апреля 2018, 04:48
GreyCat, Забавный вы экземпляр! Сначала интересуетесь компенсацией, а потом меня в сарказме обвиняете!!! И где же вы его разглядели?!!! Ну если только по отношению к решению брата погибшего? Помоему решение вдовы принять финансовое извинение совершенно правильное! Они не долго пробудут на острие государственного внимания, а домик, если что и обналичить недолго......
GreyCat
27 апреля 2018, 06:40
intuzazist, честное слово, сей "забавный экземпляр" Вас ни в чем не обвиняет.
Donpedro
25 апреля 2018, 14:26
Хорошего мало. Автору респект.
Эта статья опубликована более, чем 24 часа назад, а значит, она недоступна для комментирования. Новые материалы вы можете найти на главной странице.
Рекомендуем