Интервью с путешественницей Кингой Литыньской (Kinga Lityńska) — автором книги «Россия за пределами России»
Dziennik Gazeta Prawna: Много ли «России за пределами России» Вам удалось обнаружить в Казахстане и Киргизии?
Кинга Литыньска: Наследие, которое оставила Россия на территории стран социалистического блока, огромно. В Киргизии можно встретить маршрутки — маленькие автобусы, которые используются в качестве городского и междугороднего транспорта. Есть «бабушки» в платочках на головах, которые продают пирожки на железнодорожных станциях. Представьте мое удивление: я въезжаю на киргизскую землю из Китая, Польша все еще находится очень далеко, но я встречаю блюда нашей кухни, вкусы, которые связаны с воспоминаниями о детстве и моей бабушке. Еще в Казахстане есть железная дорога, построенная по образцу Транссибирской магистрали, а памятники Ленину украшают площади самых скоромных киргизских городов и городков.
— Киргизы не решили расправиться с ними так, как поляки с памятниками Красной армии?
— Нет. Эти памятники им не мешают. Более того, социалистические символы существуют в симбиозе с их национальными и религиозными символами. Мы попали на мусульманское кладбище у озера Иссык-Куль, и каково было наше удивление, когда на надгробиях мы увидели красивые природные мотивы, звезду и полумесяц, а одновременно серп и молот. Коммунисты боролись с религией, считали, что она представляет угрозу для их режима, но коммунистические символы переплетаются сейчас с исламскими.
— Как казахи и киргизы вспоминают советский период?
— Киргизы говорят, что распад СССР не принес ничего хорошего. Продавщицы в сонных киргизских городках говорили мне, что старые добрые времена ушли навсегда. Советская эпоха для них — это время, когда была работа и деньги, а семьи оставались целыми. Мужьям не приходилось уезжать на заработки в Россию, как это происходит сегодня. Сейчас киргизам живется тяжелее, чем раньше. Меня удивило, что там до сих пор присутствует русский язык — язык оккупанта, который, казалось бы, будет забыт и вытеснен из общественного пространства. Киргизы продолжают им пользоваться. Русский приобрел новый смысл: он стал пропуском к российскому рублю. Жители Киргизии с тоской вспоминают о временах Советского Союза, когда они ни в чем не нуждались.
— На что жалуются жители этих республик сейчас?
— В материальном плане они тяготеют к России, но в религиозной сфере, как Вы пишите, они возвращаются к собственным корням.
— Да, там можно говорить о возрождении религиозного сознания. В Казахстане мы посетили необыкновенно красивые подземные мечети, которые находятся в пустыне. Мы увидели, какое огромное значение имеет для посещающих это место казахов ислам. Рост религиозного сознания заметен.
— Основная религия в обеих странах — это ислам. Он возрождается в своей радикальной версии?
— В Казахстане ситуация выглядит несколько иначе, чем в Киргизии. Казахстан более радикален, а север Киргизии, где находится Бишкек, — это либеральное и русифицированное пространство. Там можно увидеть женщин в джинсах, с непокрытой головой. Юг более традиционен, поскольку там живет много узбеков, а это радикальные мусульмане.
— В своей книге Вы пишите, что любопытное явление представляет собой Астана — столица Казахстана.
— Это практически паранормальное явление. Когда я увидела Астану, я не могла поверить, что нахожусь в том же самом государстве. Казахстан — это в основном бескрайняя степь, а когда мы въехали в столицу, нашему взору предстали сверкающие стройные высотки. Все это выглядело эффектно, но искусственно, а жители города совершенно не вписывались в это окружение.
— В каком смысле?
— В Астане в современном автобусе я видела мужчину, который вез в сумке… живого гуся. Люди, которые советовали нам съездить в Астану, говорили, что это символ Казахстана. Я бы с такой формулировкой не согласилась. Настоящий Казахстан, на мой взгляд, — это степь и маленькие городки с грунтовыми дорогами, коровами, которые бродят по улицам, и верблюдами на окраинах. Астану можно, наверное, назвать символом стремления народа воплотить свою мечту о лучшем будущем.
— Где они видят это лучшее будущее, на Западе или в России?
— И там, и там. Россия для них — это Москва, а Москва — Европа, то есть Запад. Россия — мать, кормилица и свобода, ведь там можно расправить крылья, создать собственный бизнес (при условии, что у вас есть российское гражданство).
— И в Казахстане, и в Киргизии живут представители разных этнических групп. Чувствуется ли в связи с этим какая-то напряженность?
— Киргизы не любят казахов, хотя их можно назвать двоюродными братьями. Киргизы связаны с лесом, а казахи со степью, и все было бы хорошо, если бы в этом мире природы не появились деньги, которые рассорили «родственников». Казахстан гораздо богаче Киргизии. Две столицы, Астана и Алма-Ата, выглядят по-европейски, они сильно отличаются от обычных киргизских городов. Цены в Казахстане в два раза выше, чем в Киргизии. Когда мы уезжали из Киргизии, нам говорили, что делать в Казахстане нечего, ведь там только степь и пустыня, а в магазинах продается все то же самое, но в два раза дороже. Киргиз никогда не поймет прелести степи, ведь красота для него — это лес и озера. Киргизы считают казахов хитрыми и расчетливыми людьми, которые сорят деньгами.
— А как они относятся к русским?
— С враждебным отношением к русским я не встречалась. Киргизы к ним привыкли, ведь у россиян остались в их стране свои дома отдыха и туристические базы, построенные в советские времена. Россиянка Ольга, которую мы встретили на озере Иссык-Куль, сказала нам, что Советский Союз развалили напрасно. Она объяснила, что россияне продолжают отдыхать в Киргизии, а казахи ездят в Россию на заработки, так что граница размыта.
— Как чувствует себя путешественник в таких экзотических для нас в культурном плане странах?
— Я всюду чувствую себя отлично, потому что я считаю себя путешественником, а не туристом, мне хочется узнать правду, увидеть страну изнутри.
— Но в книге Вы пишите, что киргизы и казахи смотрели на Вас, как на чудаков с рюкзаками.
— Да, они не могли понять, что мы делаем. Их удивляло, почему у нас нет дома, семьи. Их поражало, что мы оба уже разменяли третий десяток, но до сих пор не поженились. Когда они слышали, что у нас нет детей, на их лицах отражалась тревога. А то, что мы по доброй воле тащим на себе тяжелые рюкзаки, было для них вообще чем-то невообразимым. Я их понимаю. И киргизы, и казахи — кочевники, им приходилось перемещаться с места на место в поисках лучших условий жизни, так что они не понимают идею перемещения ради удовольствия. Люди, которые нам встречались, желали, чтобы нам в пути помог Бог, ведь в таком тяжелом положении, в каком, на их взгляд, мы находились, спасти нас мог только он.
— Вы попадали в какие-нибудь опасные ситуации?
— Нет. Я думаю, люди часто путают чувство опасности с дискомфортом, появляющимся при столкновении с другой культурой, или раздражением от действий других людей. Нам, например, не нравится, когда кто-то нарушает наши личные границы, подсаживаясь к нам за стол и начиная задавать вопросы. Опасно ли это? Нет, но это может быть неприятным, раздражать. Индус, который нас преследует и засыпает вопросами о возрасте, муже, детях и так далее неопасен, но он может показаться надоедливым.
— От Вас требовали соблюдать требования ислама?
— Во время паломничества в Казахстане, конечно, но в основном мы чувствовали себя совершенно свободно. Я ходила в европейской одежде, никто не требовал, чтобы мы соблюдали их правила. В одном узбекском районе на юге Киргизии, где жители исповедуют ислам в довольно радикальной версии, мужчины удивлялись, почему я хожу в джинсах. Но это было просто удивление, а не возмущение. При этом одетые в традиционные узбекские костюмы мужчины стояли в беседке и пили пиво, то есть в этой якобы консервативной мусульманской деревне употребляли алкоголь. Женщины в то же время занимались хозяйством, делали покупки. Радикализм, как и во многих других местах, направлен там в первую очередь на женщин, к мужчинам подход не такой жесткий.
— Казахстан и Киргизия — это не самые популярные туристические направления. Почему туда стоит отправиться?
— В первую очередь из-за природы, но также из-за интересных людей Озеро Иссык-Куль, каньон «Сказка» в Киргизии, прекрасные бесконечные степи в Казахстане. Я советую отправиться в подземные мечети Шопан-Ата и Бекет-Ата. Это интересный если не религиозный, то культурный опыт. Еще я советую посетить Алма-Ату и Чарынский каньон, где стоит провести хотя бы ночь, возможно, вам посчастливится увидеть там шакалов.