Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Отношение Украины к Крыму иллюстрирует одна поговорка, аннексии могло не быть — историк

Историк Сергей Громенко о депортации крымских татар и нынешних проблемах с Крымом

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
18 мая — 74-я годовщина депортации крымских татар, осуществленной сталинским режимом. О том, почему никакие официальные объяснения этого преступления не выдерживают критики, что могло предотвратить аннексию полуострова в 2014 году и достаточно ли делает Украина в отношении Крыма сейчас, «Апострофу» рассказал крымский историк и публицист, кандидат исторических наук Сергей Громенко.

"Апостроф«: Какой была официальная причина депортации крымских татар, как это объясняли советскому обществу?


Сергей Громенко:
Официально никто ничего не объяснял для советского общества. Потому что постановление Госкомитета обороны СССР от 11 мая 1944 года было совершенно секретным. Но в нем было написано, что крымские татары массово дезертировали из рядов Красной Армии, переходили в подразделения и военизированные формирования врага, массово сотрудничали с нацистской администрацией. Поэтому эти две причины — коллаборационизм и дезертирство — считаются официальной советской позицией, которая была закреплена в документах. И когда в 1967 году Президиум Верховного Совета СССР выпустил постановление о снятии обвинений, то там фигурировала именно такая формулировка — о безосновательном распространении обвинения в массовом коллаборационизме на весь крымскотатарский народ.


В последние годы к этой официальной позиции добавилось несколько псевдонаучных объяснений.


Первое: будто Сталин и командование Красной Армии не могли оставить нелояльное население на территории Крыма перед началом наступления летом 1944 года. Это бред, потому что большая часть территории Южной Украины уже была освобождена от нацистов, когда состоялась депортация. Крым был последним очагом нацистского вооруженного сопротивления на юге Украины. Полуостров уже не был тыловой базой для возможного последующего контрнаступления немцев. Поэтому речи о серьезности этой версии не может быть.


Второе: мол, в соответствии с советским законодательством, коллаборационистов должны были расстреливать, но Сталин якобы проявил снисходительность, заменил обязательные расстрелы высылкой. Это неправда, потому что советский Уголовный кодекс предусматривал расстрел исключительно для коллаборационистов и дезертиров-красноармейцев. Во всех других случаях вместо расстрела могли применяться другие наказания. Поэтому все старики, женщины и дети, которые оставались в Крыму, не попадали под действие советского Уголовного кодекса. Более того, крымские татары, которые действительно служили с оружием в руках у нацистов, преимущественно отправлялись в ссылку, а не расстреливались.


Третье: после всех зверств, совершаемых нацистами на полуострове, якобы должны были вернуться фронтовики других национальностей, увидеть сожженные дома и отомстить крымским татарам. Поэтому Сталин спас крымских татар от мести славян. Однако огромные территории СССР находились под нацистской оккупацией. Иногда даже возникало местное самоуправление, например Локотская республика. Но ни при каких условиях в 1943 или 1944 годах нигде в СССР не зафиксировано массовых расправ над сторонниками немецкого образа жизни. Так, например, старост арестовывали, отправляли в ГУЛАГ. Отдельных полицейских, которые отличались жесткостью, иногда убивали, но массовых расправ не было. Не было оснований полагать, что и в Крыму могло быть что-то подобное.


Поэтому ни официальное объяснение, ни эти дополнительные версии не выдерживают никакой критики. И это было понятно еще во времена СССР, тем более понятно сейчас. Сегодня эти версии имеют ценность разве только для совсем отмороженных пропагандистов.


— Почему же тогда депортировали крымских татар и не только их — северных кавказцев, немцев, корейцев и других? Были ли депортации «нормальной» практикой для СССР?

© AP Photo / Efrem LukatskyМитинг, посвященный 72-й годовщине депортации крымских татар в Киеве
Митинг, посвященный 72-й годовщине депортации крымских татар в Киеве


— Это традиционная практика для Советского Союза. Первые депортации осуществлялись во время гражданской войны на территории бывшей Российской империи. Но если мы говорим о массовости, то в 1936 году депортировали поляков с западной границы, теперь это Хмельницкая область. Корейцев депортировали от границы с Кореей. С началом Второй мировой — поляков с оккупированных территорий Польши, балтийские народы из Балтии, а также жителей Бессарабии. После 1941 пришла очередь немцев и итальянцев. В 1943 году депортировались народы Северного Кавказа — вайнахские и тюркские народы, калмыки. Затем пришла очередь крымских татар, армян, болгар и греков. Поэтому здесь не было речи о каком-то справедливом наказании. За день до официального постановления о депортации крымских татар Лаврентий Берия в письме Сталину указал на истинную причину. Звучала она примерно так: нежелательность проживания крымских татар на пограничной окраине СССР. Большинство историков считают, что с 1943 года Сталин готовился к войне с Турцией за черноморские проливы, поэтому зачищал нелояльное население в Крыму и на Северном Кавказе. И именно поэтому под каток попали крымские татары.


Я напомню, что Сталин как участник гражданской войны и нарком по делам национальностей не мог не знать, что Крым был оплотом антисоветских сил во время войны, а Кавказ был оккупирован Турцией. Поэтому, с его точки зрения, было вполне логично сработать на опережение, чтобы в будущем легче вести войну с Турцией. Как мы знаем, до войны с Турцией не дошло, но депортированным народам не позволили возвращаться.


— Каким образом менялась политика СССР в отношении крымских татар на протяжении существования этого государства? Почему одним народам позволяли возвращаться в конце 1950-х, а другим, в частности, крымским татарам — нет?


— Я бы не сказал, что существует отдельная специфика отношений между крымскими татарами и СССР в ХХ веке. СССР переживал эволюции своей национальной политики в отношении многих народов. В начале 1920-х годов коренизация, которая в Крыму была в виде татаризации, проявилась в Крымской автономной республике: было два государственных языка — крымскотатарский и русский. Крымские татары занимали все высшие должности в руководстве Крыма до войны. В конце концов Крым лишили статуса республики после депортации. Несмотря на то, что в Конституции не было прописано, что это крымскотатарская автономная республика, но так по факту было в 1920-х годах. В 1930-х политика коренизации была свернута. Вместо расширения прав крымских татар в Крыму было создано несколько национальных районов, в том числе два еврейских, один украинский на Перекопе и несколько крымскотатарских. Плюс репрессии против крымскотатарской интеллигенции, как и репрессии против интеллигенции других народов СССР.


Во время Второй мировой войны многие так называемых малые народы попали под каток репрессий. Крымские татары до 1956 года, как и большинство депортированных народов, были ущемлены в правах, они не могли самостоятельно возвращаться из мест ссылки. Такая попытка наказывалась 20-ю годами каторжных работ. В 1956 году режим спецпоселений сняли, но крымским татарам не разрешили возвращаться. В 1967 году были сняты обвинения в массовом коллаборационизме, но крымским татарам все равно не разрешили вернуться, хотя большинство других народов вернулось на свои земли. В 1989 году сам акт депортации был осужден как преступный. После этого начинается массовое возвращение крымских татар в Крым, которое в целом завершилось к середине 1990-х годов.


— Почему крымским татарам так не повезло?


— Запретили возвращаться крымским татарам, немцам из Поволжья и туркам-месхетинцам. Причина была экономической. Если на Северном Кавказе часто пустовали большие территории, где проживали депортированные народы, поэтому они в конце 1950-х годов часто возвращались в собственные дома, то дома крымских татар уже раздали переселенцам из центральных областей России и Украины. В результате получилось так, что возвращаться было некуда. Для того, чтобы избежать проблем реституции, советская власть не позволяла крымским татарам вернуться. Существует обширная переписка местного МВД с партийными органами Украины и с Москвой. Каждый раз, когда крымские татары самостоятельно возвращались в 1960-1980-х, то их выселяли назад, иногда позволяли поселиться на юге Украины. Были очень ограниченные квоты на возвращение, несколько тысяч человек. Вопрос по реституции и сейчас не решен, хотя законом о восстановлении прав депортированных лиц предусматривается компенсация за утраченное имущество. Но механизм пока не проработан.


— Как депортация повлияла на численность и такую сложную материю как идентичность/национальное сознание?


— Считается, что в результате ссылки, болезней, голода, изнурительного труда на неподготовленной местности погибло 20-25% всех крымских татар. До 1949 года смертность у крымских татар превышала рождаемость.


Что касается национального сознания, то произошли парадоксальные вещи. Зачем крымских татар выселяли в Центральную Азию? Считалось, что они там ассимилируются, некому будет возвращаться в Крым. Однако депортация хоть и нанесла удар на уровне геноцида, но способствовала консолидации крымских татар. До депортации, как мы знаем из исследований, среди крымских татар были четко выражены три субэтноса: степные, горные и южнобережные. Тогдашние традиционалисты даже осуждали смешанные браки с представителями других субэтносов. Их объединяли религия, язык и определенные традиции, но было четкое разделение изнутри. Депортация нивелировала это разделение, крымскотатарский народ консолидировался. Это тот случай, когда то, что не убило, сделало их сильнее.


Крымские татары первыми в Советском Союзе освоили тактику массового ненасильственного сопротивления. По этому показателю они держали первенство в СССР. Они организовывали массовые манифестации, петиции, совершенно самостоятельно вернулись в Крым. Это из положительных черт.


Из отрицательных — не только сломлена национальная государственная традиция и уничтожена интеллигенция, а также нанесен сильный удар по знанию родного языка. Все же узбекский и крымскотатарский — это разные языки. Поэтому общение с государственными органами и между тюркскими народами велось чаще на русском. Эта русификация, которую испытали и украинцы, стала настоящей проблемой для крымских татар, с которой до сих пор не удалось справиться.


К этому надо добавить, что почти все топонимы на полуострове были переименованы. Осталось всего семь городов со старыми названиями. Этот вопрос — о постоянстве исторической памяти крымских татар. Поэтому восстановление исторической памяти среди крымских татар — гораздо более сложный процесс, чем среди украинцев. Здесь одной декоммунизацией не обойтись.


— Возьмем период с 1989/1991 по 2014 годы. Как его охарактеризовать в жизни крымскотатарского народа?


— Если кратко: спасение утопающих — дело рук самих утопающих. Украина, в отличие от РФ, тем более СССР, не оказывала сознательного и институционального сопротивления переселению и даже захвату земли. Но также почти не прилагала усилий, чтобы решить эти проблемы. Формально было заявлено, что крымские татары должны получать помощь. В госбюджете на это была специальная статья, но государство не прилагало необходимых усилий. Конечно, в начале 1990-х годов Украине было не до этого.

© AP Photo / Max VetrovКрымские татары общаются после молитвы в день праздника Курбам-Байрам
Крымские татары общаются после молитвы в день праздника Курбам-Байрам


Крымские татары в этом вопросе оказались лоялистами, не требовавшими от государства большего, чем оно могло дать. За исключением отдельных радикалов, которые есть в каждом обществе, никто на уровне Меджлиса не ставил вопрос о реституции имущества, выселении новых переселенцев, а конфликты между крымской локальной властью и татарами не имели национального характера. Национальные конфликты можно сосчитать на пальцах, большинство столкновений были имущественными. Местная крымская власть — коммунистическая власть, «регионалистская» власть — сознательно блокировала земельные инициативы крымских татар. Соответственно, крымские татары пытались силой вырвать у этой власти землю. Поэтому здесь нет этнического конфликта.


Начиная с 1990-х годов, ситуация менялась к лучшему. Иногда с откатами, но ситуация в целом улучшалась. Все больше крымских татар закончили процесс переселения, правдами и неправдами получили землю, строились, начали обустраивать свою жизнь, нашли работу.


Крымские татары были главными проводниками лояльности к Украине. Не потому, что они больше всех любили Украину, но они точно знали, что у них нет общего пути с пророссийским большинством. Украина же не делала шагов навстречу. Да, был создан Совет крымскотатарских представителей при президенте Украины во времена Кучмы, но дальше дело не пошло. Поэтому был диссонанс. Возможно, если бы Украина обращала больше внимания на украинцев и крымских татар в Крыму, то аннексии в виде 2014 года не было бы.


— А с 2014 года и до наших времен: может ли Кремль перехватить управление крымскотатарским движением с помощью создания другого Меджлиса, создания лояльных организаций?


— То, что они пытаются, и будут пытаться это сделать в будущем — это без сомнения. Однако в целом я не верю в такой перехват. Потому что есть травма, которая была нанесена крымским татарам советской депортацией. Эту травму не пережить за столетие. Еще живы свидетели депортации. У них есть дети, которые родились в изгнании. Есть внуки, которые родились уже в независимой Украине, но в сложных условиях возврата. Поэтому наивно думать, что крымские татары такое простят.


В то же время в РФ идет мощное движение к сакрализации советского периода, люди ходят с изображением Сталина, называют его «эффективным менеджером». Конечно, с помощью различных форм давления часть крымских татар можно перевести на пророссийские позиции, но я не думаю, что эта отметка перейдет 10% населения. Остальные останутся недоверчивыми к российским властям. По крайней мере, до тех пор, когда Москва будет гордиться советскими достижениями.

© РИА Новости Алексей Мальгавко / Перейти в фотобанкГлава Республики Крым Сергей Аксенов и муфтий мусульман Крыма хаджи Эмирали Аблаев во время памятных мероприятий, приуроченных к Дню памяти жертв депортации народов Крыма. 18 мая 2018
Глава  Республики Крым Сергей Аксенов и муфтий мусульман Крыма хаджи Эмирали Аблаев во время памятных мероприятий, приуроченных к Дню памяти жертв депортации народов Крыма. 18 мая 2018

— Как бы Вы оценили действия Украины с 2014 года в отношении крымских татар?


— Есть такая поговорка, которая прекрасно иллюстрирует отношение Украины к Крыму: как лошадей украли, так конюшню закрыли. Безусловно, за последние четыре года для решения крымского вопроса было сделано больше, чем за все предыдущие годы независимости Украины. Но этого все же мало. Однако уже хорошо, что вопрос Крыма дебатируется.


— В Турции, с одной стороны, большая диаспора. Но, с другой стороны, непонятно, сколько там крымских татар, поскольку есть специфическая национальная политика Турции. Кем являются крымские татары в Турции?


— Надо понимать, что с 1923 года в Турции все жители — турки. Мы можем говорить о курдах или крымских татарах, но для Турции это все турки. Поэтому у нас нет информации о точной численности крымских татар, а главное — о состоянии их сознания. Кто из этих 5 миллионов потомков крымских татар продолжает себя считать крымским татарином, кто уже считает себя турком — нам это неизвестно. На перепись населения с такими вопросами в Турции надеяться бесполезно. Это «известное неизвестное». Можно делать догадки, но нельзя ничего строить на их основе.


— Я Вас слушал и вспоминал карту СССР. Получатся, что Сталин преимущественно депортировал народы на окраинах, когда были какие-то планы внешней агрессии. Правильно ли говорить, что понимание проблем депортаций отдельных народов требует более широкого понимания контекста внешней политики СССР в отношении Польши, Турции или ситуации на Дальнем Востоке?


— Если очень коротко, то да. Вы правильно все понимаете. Без понимания напряженности отношений между СССР и Польшей невозможно понять ни депортации поляков, ни массовых репрессий против поляков. Без учета отношений с Японией невозможно понять депортации корейцев. Без учета возможной войны с Турцией за проливы невозможно понять депортации на Кавказе и в Крыму. И, конечно, на карте это преимущественно народы на окраинах.


К тому же, чем ближе к центру России, тем больше уровень ассимиляции населения. Чем ближе к границам, тем степень ассимиляции ниже, соответственно, большая нелояльность. Поэтому именно на границах и происходят самые большие преступления СССР против собственных граждан, потому что Кремль подозревает их в возможной измене и подобных вещах.