На прошлой неделе я был в Москве, где встречался со многими экспертами по российской внешней политике, с учеными-экономистами, а также участвовал в конференции в университете МГИМО. Это было продолжение осенней конференции, которую проводила Школа права и дипломатии имени Флетчера.
Прошлой осенью сложилось единодушное мнение о том, что двусторонние отношения опустились до самой низкой отметки со времен холодной войны. Но это было до того, как администрация Трампа ужесточила дипломатические и экономические санкции, вышла из иранской ядерной сделки и обложила новыми пошлинами российскую сталь. Сейчас можно без преувеличения сказать, что отношения еще больше ухудшились.
После однодневного марафона с семью дискуссионными заседаниями, а также дополнительных встреч, продолжавшихся всю неделю, у меня появились вполне определенные мысли и выводы.
1. С обеих сторон налицо серьезные ошибки атрибуции. Наши российские собеседники отнеслись к утверждениям о российском вмешательстве в выборы 2016 года как к шутке, над которой можно посмеяться. И дело не в их уверенности, что ничего подобного не было. Скорее, их позабавило представление о том, будто российское правительство настолько компетентно, что ему удалось повлиять на результат голосования. Российские аналитики считают абсурдом то, что Запад приписывает намерениям России.
Западные страны могут увидеть в этом знак пренебрежения, однако стоит отметить, что у русских есть собственная версия фундаментальной ошибки атрибуции. На одной из встреч российский участник настаивал на том, что администрация Трампа блестяще проводит в жизнь грандиозную стратегию по «уничтожению» России. Это было самое большое преувеличение в его выступлении, но меня поразило то, что очень многие российские обозреватели в той или иной версии выражали точно такую же мысль. Моя реакция на эти выступления была такой же пренебрежительной, как и их реакция на утверждения о вмешательстве в выборы.
Как и в годы холодной войны, обе стороны сегодня очень сильно преувеличивают возможности друг друга.
2. Россия переориентируется на Азию? Ну, не знаю. После крымских событий важным стратегическим ходом Путина стало то, что он решил взять пример с президента Барака Обамы и попытался развернуться в сторону Азии. Среди прочих мер было усиление Евразийского экономического союза (ЕАЭС), укрепление связей с Китаем и сознательное отдаление от ЕС.
Я побеседовал с некоторыми российскими специалистами по евразийской интеграции. Все они говорили одно и то же: в основном это мираж. По целому ряду технических причин ЕАЭС, если хотите, это не более чем расширенная нормативная база Евросоюза. Объем прямых иностранных инвестиций из Китая увеличивается, но деньги он вкладывает исключительно в российские добывающие отрасли. Далее, инициатива «Один пояс, один путь» грозит ослабить транспортную конкурентоспособность России и ее влияние на страны Центральной Азии посредством трубопроводной сети. Как сказал мне один экономист, специализирующийся на частном секторе, экономическое руководство в России все больше полагается на методы из прошлого века.
3. Проблемы в экономике. Нельзя отрицать тот факт, что Российская Федерация успешно преодолевает экономические санкции Запада, которых становится все больше. Экономика страны снова растет после нескольких лет спада. Но рост этот едва заметен. Иностранные и внутренние инвестиции переживают период застоя, а предприниматели из частного сектора не добиваются никаких успехов в новых деловых начинаниях. Санкции остановили рост российских инвестиций в высокотехнологичные отрасли. Тем временем, остальной евразийский регион обгоняет российскую экономику по темпам роста.
Ольга Танас (Olga Tanas), Грегори Уайт (Gregory White) и Хейли Уоррен (Hayley Warren) из «Блумберг» в своем анализе обобщают ситуацию следующим образом:
Даже с учетом начавшегося роста цен на нефть восстановление российской экономики происходит неравномерно, а рубль по-прежнему слаб. Положительным моментом является рекордно низкая инфляция, но этого недостаточно, чтобы возобновить инвестиции, которым мешают санкции США и Евросоюза, а также неблагоприятный деловой климат в России. К тому же на форум съехалось не так уж много руководителей крупных международных компаний.
Вывод? Влияние Путина на мировую экономику ослабевает, а не усиливается.
Во многих отношениях Россия остается великой державой, но в плане своего веса в глобальной экономике она таковой не является.
4. Есть ли выход из украинского кризиса? Может быть. Русские едины в своем мнении по Крыму. Для них аннексия была абсолютно законной, и они уверены, что обратного пути нет и не будет.
Но по поводу восточной Украины мнения другие. Даже самых воинственных российских ястребов отрезвил этот замороженный региональный конфликт. К сожалению, текущее состояние дел там сохранится до 2019 года, когда на Украине состоятся президентские выборы. Россия явно надеется, что Юлия Тимошенко будет более уступчивым партнером на переговорах, нежели нынешний президент Петр Порошенко.
Можно себе представить такой вариант будущего урегулирования, в котором Донбасс получит небольшую автономию, Россия отступит в пределы своих границ, а санкции, связанные с этим конфликтом, будут сняты. Один российский аналитик полагает, что в будущем Запад будет относиться к Крыму точно так же, как он относился к прибалтийским государствам после их аннексии Советским Союзом.
5. Весной Москва весьма привлекательна. Большинство российских городов не очень сильно изменились с советских времен. Москва является поразительным исключением. Сфера услуг там напоминает европейскую. Что касается архитектуры, то там появились новые сверкающие небоскребы, а некоторые уродливые здания снесены. Город отполировали до блеска в преддверии чемпионата мира по футболу, который откроется в июне.
Дэниел Дрезнер — профессор кафедры международной политики Школы права и дипломатии имени Флетчера при Университете Тафтса (Fletcher School of Law and Diplomacy, Tufts University). Он также является регулярным автором блога PostEverything.
***
Комментарии читателей
theeasyway
Короче говоря, антироссийские санкции надо усиливать.
steel2
С удовольствием прочел эти наблюдения. Но не соглашусь с проявлением евроцентризма. России надо больше опасаться китайцев, чем слабого Запада. Сейчас они проникают в добывающие отрасли, но у Китая долгая и непростая история отношений с русским медведем.
thranx
«…неблагоприятный деловой климат». Это такое очень вежливое замечание о том, что вся правовая структура коррумпирована снизу доверху. Любого, кто создает успешную компанию, очень скоро навещает местная полиция (давай взятку), местные политики (давай взятку), мафия (давай взятку), церковь (давай пожертвования) и налоговые органы (давай взятку в квадрате). Результат? Стремящиеся к новому россияне, особенно молодые предприниматели, не желающие мириться с этим безобразием, просто оставляют свои попытки. Они уезжают в Европу или в США.