Многие эксперты не сомневаются, что ИГИЛ (запрещена в РФ — прим. ред.) потерпела ряд поражений в 2017 году. Самое болезненное поражение было нанесено курдами при поддержке сил во главе с коалицией США, в результате которого игиловцы потеряли контроль над провинциями Эль-Хасака, Ракка и Дейр-эз-Зор. После российского вмешательства сирийская армия начала зачистку и восстановила контроль над некоторыми районами, ранее находившихся под властью ИГИЛ. Речь идет о пригородах Дамаска и лагеря Ярмук, в котором сохраняются, возможно, последние бойцы террористической организации.
Во второй половине прошлого года стало очевидно, что ИГИЛ потеряла контроль над городами, которые ранее считались ее безопасными гаванями и оплотами. Организация вступила на опасный путь «фрагментации». Бойцы ИГИЛ теперь будут совершать молниеносные набеги на определенные районы в соответствии с новой стратегией, которая позволит им реализовать некоторые тактические цели. Последние действия ИГИЛ направлены на сохранение бойцов организации в лагере Ярмук, что дает шанс основной силе укрепиться в окрестностях рядом с пограничной полосой на северо-востоке Сирии. И конкретно в этом районе организация делает ставку на пустыню Дейр-эз-Зор и города близ границы с Ираком.
Suheil al-Hassan gets the anthropomorphic treatment in this anti-Islamic State cartoon pic.twitter.com/hjnXX6Kpo5
— John Arterbury (@JohnArterbury) 20 июня 2017 г.
«Силы тигра»… Пальмира
Несколько дней назад бойцы ИГИЛ совершили внезапную атаку в Аль-Маядине в провинции Дейр-эз-Зор. Город, в котором находятся российские военные советники, остается под контролем сирийской армии. Сирийская артиллерия отразила атаку боевиков, но в результате нападения погибло четверо российских военнослужащих и еще пятеро получили ранения. О потерях сирийских военнослужащих не сообщается. Боевики понесли крупные потери. Было убито 43 террориста, также уничтожены шесть машин с установленным крупнокалиберным вооружением.
Председатель Комитета ГД РФ по обороне генерал-полковник Владимир Шаманов заявил, что атака боевиков ИГИЛ в сирийской провинции Дейр-эз-Зор была тщательно спланирована. По словам генерала, атака была проведена стремительно, из-за чего сирийские правительственные войска и российские военные советники не смогли избежать потерь. «В районе Дейр-эз-Зор очень сложная местность. Вооруженное нападение было четко спланировано: боевики продвигались на быстроходных автомобилях "Тойота" (Toyota) с крупнокалиберными пулеметами», — рассказал Шаманов.
По мнению российского генерала, сирийские и российские военные достойно выполнили стоящие задачи. К сожалению, они понесли потери, но силам террористов был нанесен значительный урон. Это показывает, что командование САР и российские военные советники добились высочайших результатов в подготовке солдат сирийской армии.
Судя по последним событиям, организация будет действовать по методу «молниеносной атаки». Сейчас террористическая организация не сможет добиться реальных изменений в районах, в которые прибыла сирийская армия, как например город Аль-Маядин и его окрестности. А также не сможет восстановить свой контроль, потому как в этих районах будут размещены российские силы. Российские военные будут обеспечивать безопасность в районах и городах по мере их освобождения от ИГИЛ и других террористических организаций. Российский контроль осуществляется двумя способами: первый — развертывание военной полиции как регулярной военной силы, которая управляется с базы «Хмеймим»; а второй — военные консультанты в количестве 10-20 человек в одном месте или районе, которые поддерживаются частной российской военной кампанией «Группа Вагнера».
Позиции ИГИЛ ослабевают, что сопровождается потерями и убытками из-за организации пунктов безопасности и военных пунктов. Может потребоваться много времени для создания новой карты расположения сил, которые начали расширяться в сирийских провинциях. Например, недавно была опубликована карта города Идлиб и его окрестностей, на которой показано распределение военных контрольно-пропускных пунктов. Всего Россией выставлено десять наблюдательных постов в рамках достигнутых в Астане соглашений по деэскалации. Подобные пункты выставили Турция и Иран.
Свобода передвижения, которой по-прежнему обладает ИГИЛ, грозит большими потерями многим сторонам. Организации легко осуществлять подобные операции, как последняя, на сирийской территории, а российским и другим силам сложнее противостоять. Спонсоры организации смогут увидеть, как она противостоит своим врагам или тем, кто стремится ослабить ее на этом этапе конфликта. Как видно из последних событий, быстрое изменение модели поведения все еще способно угрожать всем сторонам.