«Сейчас Россия стабильнее, а ее действия — более понятны и предсказуемы, чем пять или десять лет назад. Таможня и другие чиновники придерживаются определенных правил игры, и они для всех одинаковы», — считает исполнительный директор «Аспо» (Aspo) Аки Оянен (Aki Ojanen).
Это заявление кажется неожиданным: многие компании заморозили свою деятельность в России или покинули российский рынок.
«Аспо» работает в России уже не одно десятилетие, так что у холдинга накопился большой опыт. Исполнительный директор высказывает свое мнение, глядя на российский рынок изнутри.
«Аспо» — крупный холдинг, который представлен в России как «Телко» (Telko), поставщик сырья для основных отраслей промышленности, и «Лейпурин» (Leipurin), поставщик сырья, ингредиентов и оборудования для хлебопекарных производств.
«Мы продаем наши товары в России и в соседних с Россией странах напрямую клиентам, без посредников. Мы можем быстро реагировать на турбулентные ситуации, и наша деятельность была успешной на всех этапах развития экономики», — рассказывает Аки Оянен.
С учетом экономических показателей Россия движется в хорошем направлении. Даже весеннее падение курса рубля кажется незаметным на фоне общей положительной картины.
«Уровень инфляции сейчас ниже, чем когда-либо со времен распада СССР. Реальная покупательная способность и уровень зарплат стали лучше. Внешняя торговля тоже стабильно развивается. ВВП растет, и никто не ожидает финансового кризиса, который мог бы повлиять на приток инвестиций», — перечисляет Оянен.
«Аспо» также работает в Белоруссии и Казахстане. Это удобно, поскольку страны входят в один таможенный союз с Россией.
«Инвестиционные риски выросли. Торговля, пищевая промышленность, производство материалов для упаковки, производство красок испытывают подъем, но это преимущественно деятельность на внутреннем рынке», — сообщает Оянен.
Ситуация с направлениями потоков поставки сырья в «Аспо» сильно изменилась.
«Раньше российского сырья в „Лейпурин" практически не было. А сейчас практически половина объема сырья производится на российских заводах — это, например, касается молочных и зерновых продуктов. Похоже, нынешняя экономическая и политическая ситуация сохранится», — говорит Аки Оянен о работе компании.
Торговая политика напрямую влияет на морскую транспортировку и ее стоимость. Когда Россия и США спорили о таможенных пошлинах на сталь, стоимость перевозок по Тихому океану сразу упала.
«Беспошлинную торговлю начали считать логичным шагом. Однако сейчас кажется, что в современном мире беспошлинная торговля — нечто неуместное, ситуация тяжелая», — подчеркивает Оянен.
Собственная сухогрузная компания «Аспо» — очень выгодный проект.
Компания ждет от китайской судостроительной компании два новых судна, которые потребляют вдвое меньше энергии, чем обычные грузовые суда.
Инвестиции в 60 миллионов евро скоро окупятся. В соответствии с долгосрочными договорами новые суда будут перевозить сталь шведской компании «ССАБ» (SSAB).