Первые после продолжавшегося более года перерыва переговоры министров иностранных дел «нормандской четверки» по вопросу о войне на Украине не принесли никакого прорыва. Тем не менее, теперь будет обсуждаться вопрос о мандате войск ООН.
Когда Хайко Маас (Heiko Maas) в начале июня посещал восточную Украину, министр иностранных дел Германии постоянно слышал один и тот же вопрос: «Когда же, наконец, наступит мир?» По словам самого Мааса, он не смог дать живущим там людям удовлетворительный ответ на этот вопрос. В понедельник вечером немецкий министр иностранных дел попытался вновь запустить мирный процесс на восточной Украине после продолжавшегося более одного года застоя. На вилле Борзиг, расположенной в берлинском районе Тегель, он принял своих коллег из Украины, России и Франции.
Первая встреча на министерском уровне за последние 16 месяцев
Предшественник Мааса Франк-Вальтер Штайнмайер (Frank-Walter Steinmeier) регулярно встречался с тремя своими коллегами — и продолжал действовать в этом направлении, хотя прогресс, по его собственным словам, в лучшем случае, измерялся «в миллиметрах». После того, как министром иностранных дел стал Зигмар Габриэль (Sigmar Gabriel), в феврале 2017 года состоялась еще одна встреча на министерском уровне, посвященная конфликту на Украине. Потом переговоры на этом уровне были прерваны. И вот теперь Маас возобновляет диалог между Москвой и Киевом, целью которого является разрешение существующего конфликта.
Перед началом этой встречи дипломаты не высказывали больших ожиданий относительно министерской встречи. С учетом предыстории конфликта, никто не рассчитывал на прорыв. Маас позднее сказал о том, что это был «очень открытый и столь же конструктивный диалог». Как и многие предыдущие встречи по поводу украинского конфликта, переговоры в понедельник закончились тем, что все их участники подтвердили необходимость сохранения договоренности о прекращении огня и об отводе тяжелых вооружений от линии соприкосновения. Кроме того, была отмечена необходимость лучше защищать объекты гражданской инфраструктуры.
Разногласия по поводу мандата миротворческих сил
Впервые четыре министра иностранных дел обсудили предложение, которое могли бы привнести динамику в мирный процесс — обе стороны, в принципе, высказались в поддержку предложения о направлении на Донбасс миссии ООН. «Но пока еще представления сторон о том, как должна выглядеть эта миссия, какой у нее должен быть мандат, и каким должен быть район ее размещения, очень сильно расходятся», — сказал Маас после встречи. Россия хочет, чтобы для начала эта миссия использовалась для защиты наблюдателей ОБСЕ, а затем войска ООН, как считают в Москве, должны быть размещены вдоль линии соприкосновения. Однако такой вариант, по мнению западных дипломатов, приведет к «замораживанию» конфликта, и в результате контролируемые сепаратистами и русскими территории еще больше обособятся. В отличие от этого, Украина хочет, чтобы войска ООН были размещены во всем конфликтном регионе, в том числе на границе с Россией. Только в таком случае, как считает украинская сторона, можно будет предотвратить дальнейшие поставки оружия из России и переход боевиков через границу.
Сближения мнений по этому вопросу в понедельник не произошло. Тем не менее четыре министра договорились о проведении переговоров об обсуждении мандата войск ООН. Эти переговоры должны состояться уже на следующей неделе.