Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Революция достоинства должна была стать уроком того, что такое власть закона — но не стала. Но прежде чем списать это движение за социальную справедливость со счетов, надо отдать ему должное как силе, которая зарядила энергией гражданское общество этой страны, привела в действие поколение смелых реформаторов и поставила у власти молодых и талантливых лидеров.

До президентских выборов остается меньше года, и украинскому избирателю будет недостаточно одной только жесткой позиции администрации Порошенко по отношению к Кремлю.


Революция достоинства должна была стать для украинской политической элиты уроком того, что такое власть закона — но не стала. Но прежде чем списать это движение за социальную справедливость со счетов, надо отдать ему должное как силе, которая зарядила энергией гражданское общество этой страны, привела в действие поколение смелых реформаторов и поставила у власти молодых и талантливых лидеров. Это поколение лидеров сегодня раздражает прозападную администрацию, которая делает недостаточно для развития правовых институтов, чего требуют от нее зарубежные доноры, но при этом сохраняет жесткий контроль над министерствами, судами и прокуратурой.


Органы права, которые выросли из протестов на центральной площади Независимости, стали одним из самых важных достижений Украины. С одной стороны, они ведут борьбу против коррупции во власти, а с другой — дают украинцам власть и доступ к справедливости. Национальное антикоррупционное бюро Украины (НАБУ) и Специализированная антикоррупционная прокуратура (САП) борются со взяточничеством, а Координационный центр по оказанию правовой помощи (КЦОПП) предоставляет всем украинцам услуги защиты по уголовным и гражданским делам. Но эти новые институты не являются панацеей от коррупции. Долгая борьба Украины против этого уродливого явления требует политических перемен, начиная с нового руководства.


Томас и Кристофер Каротерс (Thomas, Christopher Carothers) на страницах «Нешнл Интерест» совершенно справедливо призывают США взять на себя новые внешнеполитические обязательства по борьбе с коррупцией и признать ту политическую нестабильность, которую эта коррупция порождает за рубежом. Для продолжения борьбы с коррупцией и обеспечения стабильности на неспокойной и истерзанной Украине США должны и дальше оказывать дипломатическую и политическую поддержку тем, кто сделал ставку на Майдан, пусть даже эта поддержка идет вразрез с интересами американского союзника Порошенко и его администрации.


Иерархическая система в государственном секторе мешает новым органам Майдана осуществлять свои полномочия, поскольку они не защищены от давления со стороны назначенцев в исполнительной власти и министерствах, которые надзирают за их работой. Это создает серьезную дилемму для реформаторов Майдана. Новые лидеры выполняют свои обязанности в духе Революции достоинства, рискуя вызвать недовольство власть предержащих, а порой рискуя даже собственной безопасностью. С другой стороны, они могут выбрать путь соглашательства, работая по старинке, и тем самым лишатся поддержки гражданского общества и украинского народа.


В ряде случаев новому поколению украинских лидеров удалось внедрить в свою молодую демократию некое подобие горизонтальной подотчетности. Но дипломатическая поддержка Запада в этих случаях очень часто была важным составным компонентом. Он должен продолжать оказывать такую поддержку независимым институтам, пусть даже Соединенные Штаты сегодня изучают свои собственные взаимоотношения с властью закона.


Прокурор новый, история старая


НАБУ стало самым важным органом, рожденным Революцией достоинства. Это независимое бюро сегодня имеет право проводить расследования против коррумпированных чиновников и руководителей так, как считает нужным. Но решения об уголовном преследовании по таким делам слабо защищены от политического влияния. В соответствии с украинским законодательством, прокуроры Специализированной антикоррупционной прокуратуры подчиняются Генеральной прокуратуре (как американский специальный прокурор подчиняется генеральному прокурору).


Исполнительная власть над Генеральной прокуратурой позволяла прежним украинским президентам сажать за решетку своих политических противников. Такая власть сохраняется по сей день и ничем не ограничивается. Вместо того, чтобы отказаться от давней традиции политизированных судебных преследований, которые сыграли немалую роль в разжигании протестов 2014 года, власти политизировали сам процесс назначения на должности. По иронии судьбы, действующий генеральный прокурор Юрий Луценко, назначенный на этот пост после неожиданного введения поправки, отменившей требование о юридическом образовании для прокурора, сам был политзаключенным при администрации Януковича. Предшественник Луценко Виктор Шохин продержался на этом посту всего год. Бывший вице-президент Джо Байден потребовал от Порошенко убрать Шохина, так как тот препятствовал попыткам предъявить обвинения коррумпированным прокурорам.


После Майдана на Украине встал вопрос не только о том, по каким коррупционным делам предъявляются обвинения, но и о том, какие дела игнорируются. Это следует считать прогрессом, как и предъявление обвинения чиновникам типа Романа Насирова (он возглавлял Государственную фискальную службу Украины и подозревается в хищении 75 миллионов долларов), являющимся политическими союзниками тех самых руководителей, которые отдают распоряжения о возбуждении против них уголовных дел.


Но до создания по-настоящему независимой прокуратуры еще далеко, и до этого необходимо решить вопрос о непрозрачных законодательных полномочиях САП, а Генеральной прокуратуре и НАБУ надо привести в порядок процессуальные и юрисдикционные требования, и обеспечить открытый доступ к обвинительным и судебным документам по делам о коррупции в высших органах власти. Кроме того, в апреле ситуация усложнилась, как выразился помощник заместителя министра обороны США Майкл Карпентер (Michael Carpenter), когда НАБУ представило доказательства того, что руководитель САП Назар Холодницкий препятствовал правосудию, оказывая давление на прокуроров и судей и предупреждая подозреваемых о предстоящих обысках.


Перед законом должны быть равны все украинцы


Случаи типа тех, что произошли в Генеральной прокуратуре, свидетельствуют о том, насколько сильна система назначений на должности из советской эпохи, когда важные посты занимали преданные люди, а не компетентные технократы. Призывы ставить на должности в органах власти представителей нового поколения украинских лидеров звучат повсюду. В системе юстиции дефицит политической независимости не только помогает защищать коррумпированных чиновников, но и ослабляет Революцию достоинства, а также лишает рядовых украинцев права на справедливость.


На волне революции общественные защитники из КЦОПП представляли заключенных Банковой улицы, как называют группу протестующих, избитых перед особняком Януковича, а затем на долгие месяцы брошенных за решетку. В то время милиция выборочно и небеспристрастно информировала подозреваемых о их праве на помощь адвоката. Статья 59 украинской конституции, гарантирующая такое право с 2000 года, признана Конституционным судом Украины, но по сути дела, является беззубой. Более незаметная, но не менее трудная задача КЦОПП заключается в укреплении адвокатуры за счет внедрения в профессию состязательности и приверженности букве закона, поскольку там давно уже существуют весьма теплые отношения между государственными прокурорами и судьями. Эта работа вполне подходит для бывшего директора КЦОПП Андрея Вишневского.


На всем протяжении своей работы в КЦОПП Вишневский разоблачал коррупцию в системе уголовной юстиции и выступал за осуществление реформ в вопросах доносительства. Но когда он в 2015 году начал рассказывать в комитете по государственной судебной реформе подробности о том, как адвокаты выступают в роли посредников при передаче взяток судьям клиентами, украинская коллегия адвокатов разозлилась на Вишневского настолько, что лишила его права адвокатской практики.


В прошлом году, когда Вишневского, руководившего КЦОПП с момента его создания, назначили заместителем министра юстиции, это ведомство объявило, что его преемником станет преданный власти человек. КЦОПП оспорил это назначение и потребовал провести официальную процедуру с отбором кандидатов. Министерство юстиции удовлетворило это требование. Была проведена процедура подачи заявлений, в которой участвовали в основном коллеги Вишневского, однако назначенец из министерства одержал верх над тремя кандидатами, обладавшими намного большим опытом в сфере оказания помощи по уголовным и гражданским делам. КЦОПП и правозащитные организации возмутились и организовали протест во время визита в центр министра юстиции Павла Петренко (что было немыслимо до Майдана). Они заявили, что процесс подачи заявок был непрозрачным, и в нем отсутствовали объективные критерии отбора.


Этот скандал не очень понравился американским и канадским партнерам, наблюдавшим за ростом и становлением КЦОПП. Почувствовав давление, министерство отменило результаты отбора, объявило новый цикл подачи заявок и по требованию иностранных представительств подписало с КЦОПП меморандум о взаимопонимании, в котором в частности говорится, что не должно быть увольнений сотрудников, которые выступают против этого назначения. Вишневскому повезло меньше. Поскольку он, являясь действующим замминистра, поддерживал свое бывшее ведомство, последовало требование о его отставке, и он ушел со своего нового поста, проработав там всего несколько месяцев.


Будущие лидеры Украины


До президентских выборов остается меньше года, и украинскому избирателю будет недостаточно одной только жесткой позиции администрации Порошенко по отношению к Кремлю. Администрация совершенно справедливо прибегает к нормам международного публичного права в целях защиты своих границ от незаконной российской аннексии Крыма и от актов агрессии в Донбассе. Но она пренебрегает законностью внутри страны и борьбой против коррупции. Когда Порошенко отверг призывы гражданского общества к более широкому участию других стран и международных организаций в реализации правовой реформы на Украине, вызвав тем самым его гнев и недовольство, он наверняка хорошо понимал, что такая помощь в осуществлении юридических нововведений, которая традиционно приносила выгоды украинскому правительству, теперь чревата вполне реальными последствиями. По этой причине Соединенные Штаты должны как и прежде отстаивать власть закона и торжество права на Украине, и руководствоваться этими принципами при оказании дипломатической поддержки сторонникам Майдана и будущим украинским лидерам.