Вот уж несколько лет шеф ВТО регулярно встречается с немецким канцлером, чтобы обсудить состояние всемирной торговли. Но еще никогда анализ ситуации не был таким удручающим. Враждебность между крупными торговыми державами колоссальная, констатировал Роберту Азеведу (Roberto Azevêdo) в интервью газете «Хандельсблатт» (Handelsblatt)
Хандельсблатт: Господин Азеведу, с момента окончания встречи G7 в Канаде миру угрожает открытая торговая война. Как вы оцениваете ситуацию?
Роберту Азеведу: Встреча глав семи ведущих экономических наций подтвердила, что в торговой политике существуют серьезные разногласия. Всегда жаль, когда упускается возможность устранить недопонимания.
— Как мы можем еще остановить глобальную торговую войну?
— Мы обязаны поддерживать диалог. Если в дальнейшем мы не будем разговаривать друг с другом, ситуация неминуемо обострится.
— Но как договариваться с партнером, который только что достигнутые договоренности спустя пару часов опровергает в Твиттере?
— Враждебность среди партнеров действительно очень велика. Поэтому мы должны следить за тем, чтобы атмосфера для будущих разговоров не была нарушена, а оставалась бы продуктивной. Если политические лидеры не сохранят конструктивного духа, то мировая экономика и наши граждане от этого сильно пострадают.
— Вы считаете, что мировая экономика в опасности?
— Бесспорно. Если ситуация в мировой торговле будет и дальше обостряться, то нам грозит всемирная рецессия. И мы уже видим признаки того, что процесс спада начался.
— Какие признаки вы имеете в виду?
— Критике подвергается сегодня и торговый профицит Германии. Что сегодня может сделать Германия, чтобы ослабить напряженность?
— Германия очень сильно пострадает в случае торговой войны. Вообще не будет островов, которых эта война не затронет. Немецкое правительство должно само решить, улучшит ли ситуацию сокращение торгового профицита, и что оно для этого может сделать.
— ЕС и Канада пожаловались в ВТО на штрафные пошлины на импорт стали и алюминия. Что теперь будет?
— Многое будет зависеть от того, как поведут себя ЕС и Канада.
— Претензии канадцев и европейцев оправданы?
— Если члены ВТО обвиняют другие страны в том, что те нарушают общепринятые правила всемирной торговли, то дело рассматривается в арбитраже ВТО. Я в это вмешиваться не могу.
— США обосновывают свои штрафные пошлины угрозой национальной безопасности. Это только предлог?
— Ссылка на национальную безопасность весьма необычна. Члены ВТО не должны пользоваться подобным аргументом при каждом удобном случае.
— Что вы конкретно имеете в виду?
— Любая страна может говорить о своих интересах безопасности, но оставаясь в определенных рамках. Только если страна в арбитраже ВТО сошлется на соответствующие параграф 21 договора ГАТТа, то ее аргументы относительно национальной безопасности могут быть приняты во внимание. Предполагаю, что США в деле со штрафными пошлинами на сталь и алюминий поступят именно так.
— Президент США Трамп по время саммита в Канаде предложил убрать все торговые ограничения внутри G7. Это хорошая идея?
— Либерализация торговли — это всегда хорошо. Руководители государств и правительств должны развить эту идею. Хотя бы потому, что переговоры по поводу заключения соглашения о Трансатлантическом торговом и инвестиционном партнерстве между ЕС и США остановлены.
— Трамп обосновывает свое необычное предложение еще и тем, что политика в области международной торговли остро нуждается в изменении курса. Это критика и в адрес ВТО?
— США указали на разные проблемы в международной торговле. Мы знаем, что глобальная торговля не идеально сбалансирована. Многие страны считают, что им следует улучшить свое положение. Мы в ВТО придерживаемся мнения, что все участники процесса максимально выиграют, если торговые ограничения будут сведены к минимуму.
— Но Трамп утверждает, что партнеры в Трансатлантическом соглашении получают преимущества по отношению к США, и сослался при этом на торговый дефицит США. Это справедливый упрек?
— Всегда бывает несколько причин нарушения торгового баланса между странами. И речь при этом идет не только о пошлинах, но и о конкурентоспособности, обменных курсах валют или национальной экономической политике каждой отдельной страны. Поэтому политика в области торговли не должна ориентироваться только на торговые дефициты.
— Сократится ли торговый дефицит США, если все торговые барьеры будут устранены?
— Таков, вероятно, анализ ситуации, сделанный администрацией Трампа. У меня нет данных, подтверждающих или опровергающих этот вывод.
— К Америке в торговле относятся некорректно?
— К США относятся так, как это предусматривают правила ВТО. Эти правила США сами согласовали вместе с другими странами. Нынешнее правительство США однако утверждает, что правила не были в достаточной степени обговорены предыдущими администрациями. Мне на это сказать нечего.
— Вы уже говорили с президентом США о свободной торговле?
— Нет, но я говорил об этом с представителями его администрации.
— А прямой обмен мнениями не был бы полезен именно сейчас?
— ВТО должна обязательно вести переговоры, чтобы всерьез говорить о том, как нам решить нынешнюю дилемму во всемирной торговле.
— Господин Азеведу, большое спасибо за это интервью.
Цитаты, факты, мнения
Политика не должна ориентироваться только на торговые дефициты.
Роберту Азеведу, 60-летний бразильский дипломат, с 2013 года возглавляет Всемирную торговую организацию (ВТО). Азеведу окончил инженерный факультет Университета в Бразилиа, позднее поступил на дипломатическую службу. После работы в Вашингтоне и Монтевидео в конце 90-х годов перешел в бразильское представительство ВТО в Женеве.
Как шеф ВТО Азеведу следит за торговыми взаимоотношениями 164 членов организации. ВТО является также форумом для заключения многосторонних торговых соглашений. При возникновении конфликтов в области торговли она выступает в качестве арбитра.