В июне прошла очередная встреча министров обороны стран НАТО в Брюсселе, в ходе которой перед военными выступила комиссар Европейского Союза по транспорту Виолета Балк (Violeta Bulc). Ее выступление не получило большой огласки в СМИ, тем не менее комиссар поднимала важные для Альянса вопросы.
Напомним, что в марте в Европе был принят план по развитию «военной мобильности» — проще говоря, план развития транспортной структуры для оперативной переброски войск. К 2025 году в теории должен начать функционировать дееспособный Европейский оборонный союз, а сама Европа готова потратить 13 миллиардов евро с 2021 по 2027 годы на его создание. Транспортная инфраструктура — неотъемлемая часть проекта. Пилотные оценки необходимых изменений с подачи Эстонии были проведены в странах Балтии, транспортные возможности которых вызывают наибольший интерес у НАТО. К 2020 году ЕС определится с объемами необходимых инвестиций для развития военной логистики.
Виолета Балк заявила министрам НАТО, что европейский план подразумевает снятие физических и административных барьеров на границах членов ЕС, ускорение передвижения техники и личного состава, использование уже существующей гражданской транспортной инфраструктуры для военных нужд в случае необходимости. На сегодняшний день задержки на границах, по словам комиссара, могут составлять не просто дни, а целые недели.
Балк также хотела бы видеть технические требования военных НАТО к логистическим возможностям Европы и запросы по географии передвижения войск в регионе, чтобы ЕС мог планировать будущие транспортные проекты с учетом пожеланий НАТО. Основные задачи — это увеличение возможностей для мультимодальных перевозок, создание адекватных погрузочных и разгрузочных центров, укрепление или строительство мостов, которые могут выдержать военную технику и которые будут обладать более высокими пролетами, снятие административных барьеров на провозку опасной военной продукции, урегулирования таможенных сборов и налогов.
С одной стороны еврокомиссар надеется, что транспортная инфраструктура никогда не будет использована по военному назначению, но в то же время считает, что необходимо ее создавать, чтобы не быть застигнутым врасплох, если все же начнется военный конфликт. Подразумевается, что этот может быть конфликт с Россией.
Балк хотела бы видеть бюджет размером в 6,5 миллиарда евро на эти нужды, а реальные деньги должны пойти с 2021 года. Деньги не получат страны, которые не являются членами Европейского союза, даже если они при этом являются членами НАТО. При этом комиссар отмечает, что все развитие инфраструктуры будет проходить публично, а секретные шаги будут предприниматься странами на свое усмотрение и на свои деньги.
Всего Европа планирует к 2030 году создать девять транспортных коридоров север-юг и запад-восток, совокупная стоимость которых может достигнуть 500 миллиардов евро. Один из проектов, который курирует Виолета Балк, например, это проект «Рэйл Балтика» (Rail Baltica) ценой в 5,8 миллиарда евро, который к 2026 году должен интегрировать железнодорожные сети стран Балтии с европейской сетью железных дорог.
Особое внимание Балк обращает на то, что все изменения будут носить характер двойного назначения и не просто будут затем использоваться военными, но принесут экономическую коммерческую выгоду всем странам Европейского союза. При согласовании всех вопросов и внедрении изменений, Балк ожидает, что в итоге Европа сэкономит до 30 миллиардов евро на ликвидированных транспортных издержках.
В марте этого года в НАТО также определились с городом, где будет размещаться центр нового логистического командования в Европе. Им станет город Ульм на юге Германии. В свою очередь в американском Норфолке создается логистическое командование по переброске американских войск через Атлантику в Европу. Создание этих новых командований должны окончательно утвердить в НАТО в июле этого года.
Буквально на днях командующий армией США в Европе Кристофер Каволи (Christopher Cavoli) в ходе учений НАТО в Польше и трех странах Балтии также заявил, что для него крайне важна способность быстро выдвигать войска в случае конфликта с Россией, и что в Европе не хватает грузовиков и вагонов для этих нужд, а в некоторых случаев и просто транспортной инфраструктуры, имея в виду отсутствие необходимой сети железных дорог.
Любопытно, что помимо вопросов с транспортом, генерал упомянул необходимость проведения учений НАТО, нацеленных на получение навыков городских боев на европейском театре возможных военных действий.
Заместитель помощника министра обороны США по делам Европы и НАТО Томас Гоффус (Thomas Goffus) остался в свою очередь доволен прошедшими в Европе учениями и передвижением военной техники и поприветствовал планы и усилия Европы по развитию военно-транспортной инфраструктуры.
В мае проводилась переброска частей американской бронетанковой бригады из США в Европу для очередной ротации на девять месяцев. На этот раз танки и другая техника стали массово (2 500 единиц техники в целом) прибывать в бельгийский порт Антверпен, чего не было уже десятки лет. Оттуда они рассредотачиваются по Германии, Восточной Европе и странам Балтии. При этом отрабатывается перевозка техники по дорогам, железнодорожным путям, на речных баржах. Транспортировке по рекам в этом году уделяется особое внимание. Технику из США могли доставить сначала в польский Гданьск, но решили отработать новый-старый маршрут через Антверпен. Военные не скрывают, что идут масштабные учения по гибкой переброске войск в Европе поближе к границам России, в ходе которых военные логисты учатся на своих ошибках и делают выводы.
По мнению Гоффуса, наличие инфраструктуры и логистического опыта является инструментом сдерживания потенциального агрессора в лице России.
В июне же министры обороны государств НАТО утвердили новую инициативу «Четыре тридцатки» по усилению боеготовности Альянса и способности быстро реагировать на угрозы, которая подразумевает в том числе и быструю переброску 30 механизированных батальонов в Восточную Европу за 30 дней. А бывший главнокомандующий вооруженными силами НАТО в Европе генерал Филип Бридлав (Philip Breedlove) весной, говоря о быстром реагировании, отметил: «Мы проделали большую работу. Я разговаривал с несколькими генералами, которые сказали мне, что еще недавно на реакцию нам требовалось 30-40 дней. Сейчас мы сократили этот срок до пяти дней. Сбавлять темп нельзя, нужно продолжать вкладывать деньги и обучать кадры. Ведь какой смысл в армии, которая не может моментально поднять в воздух самолеты, задействовать корабли, стянуть военных?.. Если мы взглянем на Россию, мы увидим, что там есть система автомобильных и железных дорог, которая позволяет быстро перебрасывать и концентрировать силы. Если Вы спросите, способны ли россияне быстро сгруппировать войска, я отвечу, что да. Однако, я не думаю, что они превосходят НАТО по оперативной совместимости, уровню подготовки, потенциалу. Следует отдать им должное в одном: они учатся на собственных ошибках — например, тех, что были совершены 10 лет назад в Грузии».