Высшее государственное руководство оказалось не в силах предугадать кризис 2008 года, сделать из него нужные выводы и принять конкретные меры. В последнее время от них слышны лишь обманчивые наставления, призванные усыпить бдительность граждан. Одним из пособников этой риторики стал экономист «Натиксис» Патрик Артюс (Patrick Artus). 13 июня он выпустил материал на эту тему в одном издании, которое при этом демонстрировало серьезный подход к другим вопросам (вроде захвата и разграбления Африна с отмашки России и НАТО). На фоне грядущей мировой финансовой бури эта пропаганда типа «Все хорошо, прекрасная Маркиза» и «В Багдаде все спокойно» связана с таким количеством лжи и недомолвок, что заслуживает уголовного следствия, с учетом прошлых (и будущих) ужасных последствий для кошельков граждан. Дело в том, что, как уже говорил ставший жертвой «заговора банкиров» Бернар Тапи (Bernard Tapie), мы присутствуем при ремейке огромного «организованного финансового мошенничества» 2008 года.
Бормотание информационного мейнстрима старательно задвигает в тень огромный долг США и многих стран, а также триллионы банкнот, которые опираются лишь на массив выкупа банковского долга. Можно ли говорить о «прочности» американской экономики при дефиците бюджета порядка триллиона долларов, долге в 22 триллиона и торговом дефиците в 500 миллиардов при том, что доллар потерял 97% стоимости с 1970 года? В финансовом плане США и Европа стали колоссами на глиняных ногах. Франция, Америка и ряд других стран ОЭСР потребляют больше, чем производят, благодаря гигантскому долгу, что подразумевает хронический дефицит внешней торговли. В опасности находится даже Китай, поскольку именно на него приходится огромная часть американского долга. Кроме того, темпы роста китайской экономики идут на спад, внутренний рынок недвижимости нестабилен, устаревшие отрасли промышленности находятся «на искусственном дыхании» или проводят увольнения, а нагромождение частных кредитов грозит обернуться крахом. Это не говоря уже о трудностях «санкционных» (Россия и Иран), «периферических» (Турция) и «развивающихся» стран (Венесуэла и Алжир), чья платежеспособность стабильно падает. Три четверти стран испытывают постоянные трудности. Да, общая картина в экономике улучшилась, но до эйфории еще далеко.
Американский «ипотечный» кризис 2008 года стал самым серьезным с 1929 года и повлек за собой страшные последствия для всех континентов. Причины остались прежними. И только обострились из-за других факторов. Да, американским банкам пришлось впоследствии выплатить колоссальные штрафы, чтобы избежать суда, однако их европейские коллеги практически не были наказаны и продолжили рискованное поведение со спекулятивными финансовыми продуктами. После произошедшего было бы нужно принять обязывающие соблюдать осторожность правила, однако им всячески противодействовали потворствующие банкам политики с обоих берегов Атлантики.
Не стоит забывать, что за ошибки банков пришлось расплачиваться государствам, то есть налогоплательщикам, нам с вами. Только вот сейчас у государств уже не получится влезть в долги для поддержки банков, как в 2008 году, потому что задолженность развитых стран и так уже неимоверно возросла. Обязательные сборы с граждан и предприятий (во Франции они стали самыми высокими в мире с приходом к власти Макрона) нельзя увеличивать дальше без риска социально-политического взрыва.
Несмотря на сложившуюся ситуацию и неоднократные предупреждения, сейчас запланировано новое повышение налогов на алкоголь, табачную продукцию и предметы роскоши, что представляет собой циничное нарушение предвыборных обещаний. Ришар Ферран (Richard Ferrand) хочет даже повысить налоги для морской промышленности, чье положение сейчас и так неустойчиво. Помимо повышения социального налога и пенсионных отчислений, предполагается снижение социального минимума и пособий. Кроме того, летом этого года или в следующем году нас могут ждать новый рост налогов, в том числе жилищного и НДС. Забирая все больше денег из карманов и так уставших от всего французов, наши лидеры играют с огнем. При этом они всячески ограждают от проблем тлетворную спекулятивную деятельность, что представляет собой серьезнейшее отягчающее обстоятельство.
Одной из причин кризиса 2008 года было практически полное отсутствие регулирования в банках. Они вели себя не как государственные службы (приватизированные или нет), а как хищнические спекулятивные образования без морально-этических границ. Наши безвольные и некомпетентные правительства наводнили их деньгами из наших налогов, не потребовав ничего взамен. В результате, кризис банковского регулирования никак не прекращается. Все дело в том, что ответственные за катастрофу 2008 года лица не были наказаны и по-прежнему занимают свои должности. Более того, некоторые из них даже возглавляют центры по предотвращению нового кризиса. Иначе говоря, безопасность курятника поручили лисам! Кстати говоря, на эту тему стоит посмотреть, к сожалению, неполный документальный фильм «Инсайдеры» Чарльза Фергюсона (Charles Ferguson).
Результаты этой хищнической деятельности на благо хищников выглядят следующим образом. Первой мерой стало ограничение потенциальной финансовой ответственности виновных, коррумпированных или неэффективно управляемых (или все вместе) банков в ущерб интересам простых граждан. Вклады размером более 100 000 евро будут конфискованы для помощи банкам. Эта возмутительная мера была по-тихому (без настоящего обсуждения) ратифицирована всеми правительствами и парламентами ОЭСР. Все граждане получили в 2018 году от банков уведомление об автоматическом изъятии средств в случае кризиса. Молчание парламентских политических партий (они якобы не хотят без нужды тревожить людей) тоже никак нельзя назвать оправданным. Это потворство на самом деле многое говорит об абсолютной реальности грядущего кризиса и узаконенного грабежа. Сейчас совершенно понятно, что финансовый кризис не может просто исчезнуть, пока злонамеренные банкиры (как физические, так и юридические лица) не будут наказаны, а власть не перестанет открыто покрывать коррупцию и некомпетентность регуляторов.
Другим следствием всеобщей несостоятельности правительства в вопросах банковской системы являются формирующиеся финансовые пузыри. Причем это не имеет никакого отношения к справедливым опасениям насчет студенческих займов в США и инвестиций в недвижимость в Китае. Формирование ликвидности в угоду спекуляции приобрело поистине головокружительный масштаб: общий объем долларовой массы в мире составляет 600 триллионов, тогда как вся мировая торговля оценивается 5,6 триллиона. Иначе говоря, количество долларов более чем в 100 раз превышает реальные потребности.
Добавим сюда тот факт, что непрозрачные финансовые операции (так называемый теневой банкинг) не подчиняются и так весьма ограниченным правилам. Они пошли в гору на фоне некомпетентности правительства и спекулятивной анархии (при потворстве всей бесконтрольной банковской системы) и составляют 96 триллионов долларов, то есть 150% мирового ВВП.
Если внимательно присмотреться к рынку спекулятивных финансовых продуктов, не веришь своим глазам. В 2016 году их общая сумма составила 1,2 квадриллиона долларов. Это намного больше всех монет, банкнот и счетов в мире, общий объем которых оценивается в 81 триллион. В настоящий момент совокупная стоимость спекулятивных продуктов в тысячу раз превышает стоимость золотых запасов всех центробанков в мире (1,4 триллиона долларов). Крупнейшие мировые банки в полной мере замешаны в этом процессе: их собственные средства составляют всего от 0,15% до 0,6% от их обязательств по спекулятивным продуктам. Этот огромный и оторванный от реальной экономики пузырь растет по экспоненте.
Представьте, что во Франции или Европе все это, наконец, обложат налогом. Он будет равным тому, каким облагают труд (зарплата в 1500-2000 евро влечет за собой во Франции отчисления в те же 1500-2000 евро, не считая других налогов)? Скорее, все ограничится символическим налогом в 1%. Или нашумевшим в свое время «социальным» налогом в 0,1%, который предложили еще в 1988 году. Хотя, наверное, даже 0,01%.
В любом случае банки не хотят даже этого. Они не желают сотрудничать с налоговыми органами, не собираются создавать себе «подушку безопасности» и не дают никаких поблажек народу, хотя тот каждый раз приходит им на помощь. Почему? Из принципа ничем не регулируемой капиталистической прибыли. Им нужно захапать по максимуму. Но почему же политики молчат? Потому что им нужна помощь банков, чтобы прийти к власти и удержаться у нее, а также справиться с дефицитом бюджета на национальном и местном уровне.
Но ведь на бирже все прекрасно, скажете вы. Откуда такое недовольство? Индекс Доу-Джонса растет уже восемь с половиной лет. Он поднялся с 6 000 пунктов в 2009 году до 25 000 в 2018 году. 400% роста. Только вот не стоит забывать, что самый долгий период биржевого роста продолжался девять лет, с 1920 по 1929 год. Спекулятивный рост не может идти до бесконечности. Будущий крах неизбежен. Обвал стоимости акций, как минимум, на 50%, как в 1929 году. Неизвестно лишь то, когда все случится. Элементарная математическая логика говорит, что осталось ждать всего год-два.
Добавим сюда также мрачный прогноз о резком росте процентных ставок на недвижимость. Сейчас во Франции он составляет 1,7%, тогда как в США речь идет уже о 4,6% (при ставке ФРС в 2%). То есть, будущий крах станет втрое сильнее из-за… государственного долга. В настоящий момент общая сумма долгов всех государств в мире составляет 250 триллионов долларов. То же самое касается и ничем не подкрепленных банковских обязательств. Общий объем спекулятивных продуктов банков перевалил за отметку в 1,5 квадриллиона долларов, что в случае краха создает теоретический пассив в 2 квадриллиона (вдвое больше мирового ВВП, который оценивают в 80 триллионов долларов в 2018 году).
В случае повышения ставки до 4% (это вдвое больше максимальных показателей роста французской экономики) Франция с ее 2,3 триллиона долга (порядка 100% ВВП) будет обречена на банкротство. Как и большинство «богатых» стран.
В заключение мне хотелось бы привести обращение к правительству со стороны экспертной группы «На полях» и «Бульдогов республики»:
Господа управленцы из высокой администрации, парламента и правительства, мы просим вашего внимания.
Мы активно поддерживали молодого банкира во время избирательной кампании и склонили в его сторону ряд округов, где были сомнения насчет результатов.
Все дело в том, что мы в целом поддерживали его предвыборную программу (пусть и не считали ее достаточной).
Мы надеялись, что в будущем ее получится дополнить нашей дюжиной предложений, которые крайне важны и абсолютно совместимы с ней. Мы рассчитывали, что новый президент сможет понять и, следовательно, реформировать теряющую ориентиры банковскую систему. Что он сможет говорить с финансистами на их языке и не поддаться манипулированию, как его предшественники. Что он в перспективе даже сможет сделать с ними то, что сделал Путин с олигархами в России (они добились его избрания, потому что считали, что он будет их послушной марионеткой).
Но мы предупреждаем вас, что холодная ярость граждан никуда не делась. Мы ощущаем ее, потому что сталкиваемся с ней каждый день. Она продолжает расти из-за вороха так и не разрешенных вопросов. А также из-за рецессивных правительственных мер, которые не были предусмотрены в изначальной программе. В случае бездействия президента и правительства в этих вопросах фаза протестов может выйти за рамки необходимого. С непредвиденными последствиями (примером тому служит большинство восточноевропейских стран, а также Италия).
Поэтому покажите готовность изменить ситуацию, начав с:
— незамедлительного и резкого снижения налоговой нагрузки на занятость, чтобы способствовать созданию рабочих мест;
— формирования условий добросовестной конкуренции для французских предприятий, как на внутреннем, так и на внешнем рынке;
— изъятия необходимых средств из карманов хищников и спекулянтов, в первую очередь из спекулятивных продуктов (в перспективе их следует вообще запретить по закону, как и кредиты с грабительскими ставками, которые совершенно безнаказанно разорили 8 тысяч французских коммун).
Сделайте, наконец, то, что десятилетиями отказываются делать другие. Наведите порядок в европейской и мировой банковской системе, перестаньте скручивать гражданам руки налоговыми и бюрократическими путами. Оставьте в покое французов. В том числе пенсионеров. И малоимущих. И инвесторов. И безработных, которые создают собственное микропредприятие. И фермеров на пару с ремесленниками, которые буквально истощены высасывающей из них все соки конфискационной системой поборов.
Вот уже 30 лет мы добиваемся изменений по банковскому и другим вопросам, «Европы наций и конкретных проектов ради будущей сильной Франции в будущей сильной Европы». Реформаторская мобилизация руководящего класса должна идти на национальном уровне и обговариваться на европейском. Причем быстро. С прагматичными и конкретными экспериментальными международными подвижками, без необходимости единогласия всех 27 стран-членов. В противном случае недовольство людей проявится на выборах.