Британские шпионы и взломщики шифров пытаются выяснить, каков у Путина план игры в преддверии саммита с Дональдом Трампом, который состоится в июле. Если им повезет, они получат нечто вроде этого:
Из аналитического управления президентской администрации
Уважаемый Владимир Владимирович!
Позвольте напомнить вам о том, как лучше действовать на встрече с президентом Трампом в свете нашего плана по нейтрализации НАТО.
Начните с неумеренной похвалы в его адрес за то, как под его руководством удалось восстановить связи на высшем уровне с Россией, и как резко это контрастирует с неумелыми действиями его предшественника. Трамп может вечно критиковать Барака Обаму, так что сделайте это постоянной темой в ходе ваших дискуссий.
Хорошо известно, что американский руководитель скептически относится к НАТО, а поэтому начните с выражения сочувствия по поводу того бремени, которое несут американские налогоплательщики, финансируя оборону неблагодарных и недружественных европейских союзников. На одном дыхании упомяните торговый дефицит и чрезмерные траты Европы на социальные услуги. С экономической точки зрения, эта связь — полная чушь, но вы заденете его за живое. Отметьте, что содержать американские базы в Европе дорого, и что лучше потратить эти средства на базы в США.
Затем сделайте замечание о том, что Россия тоже несет несправедливое бремя. Отсюда разговор плавно перейдет на санкции. Подчеркните, что из-за санкций США теряют прибыли, рабочие места и налоги. Экспорт в Россию с 2013 года уменьшился наполовину, и это было за год до того, как наши добровольцы освободили некоторые районы Украины. Вы можете сказать президенту, что европейские страны не соблюдают санкционный режим, а поэтому США опять же несут несправедливую нагрузку. Конечно, это неправда: ЕС активно торгует с Россией, а поэтому санкции в большей степени вредны для него. Но Трамп этого не заметит.
Не ждите быстрых успехов. У президента очень ограниченные полномочия по снятию санкций (их вводит в основном конгресс), но он может ослабить их, заявив, что они бессмысленны и бесполезны. Это поможет подорвать позиции Ангелы Меркель. Канцлеру Германии все труднее уговаривать ЕС сохранить санкции, и в первую очередь это относится к новому правительству Италии, где у нас немало весьма полезных агентов.
Это подготовит Трампа к более важному разговору на тему безопасности. Его администрация в первые 500 дней действовала весьма активно и решительно, вызывая у нас раздражение. Она поставила летальное оружие на Украину и нарастила американское военное присутствие в Европе, а именно, в прибалтийских странах и Польше. Наш главный приоритет состоит в том, чтобы противостоять этой эскалации. Предложите заморозить военные учения (назовите их «военными играми») по обе стороны нашей границы. Объясните, что это дорогостоящие мероприятия, способные перерасти в настоящий конфликт.
Все это не соответствует действительности, но даже если он возьмет на себя устные обязательства в этом отношении, нам это даст большую выгоду. НАТО сегодня очень слабо готова к защите своих прифронтовых государств. Альянсу нужно больше учений, а не меньше. Более того, отказ Америки от участия в плановых маневрах понизит моральный дух и боеспособность в армиях союзников. Теоретически они могут и сами проводить учения, но их результаты будут удручающими, и они подчеркнут отсутствие американской поддержки. Самый важный практический вопрос для НАТО — это усиление Европы за счет подкреплений из США в случае кризиса. Для этого нужны крупные капиталовложения в логистику и серьезная подготовка. А если учения будут заморожены, эти усилия пойдут прахом.
Наша сторона сделки внешне весьма убедительна. Мы легко можем отказаться от проведения учений у наших границ, перенеся их в другие регионы России. По этой причине предложите ему призвать других союзников по НАТО, прежде всего Германию и Британию, тоже отвести свои войска от границы. Даже предложение об этом породит чувство незащищенности, которым мы сможем воспользоваться. Мы в состоянии перебрасывать крупные силы на большие расстояния в короткие сроки, а это значит, что мы легко можем давать обещания и отводить свои войска. А вернуться на границу мы сможем за считанные часы. У НАТО на это уйдут недели.
Если президенту понравится эта идея, добавьте лести. Он уже считает, что решил северокорейскую проблему одной только силой своего обаяния и характера. А теперь его можно сделать человеком, который предотвратил третью мировую войну и дал мир Европе. (Но не используйте фразу «мир в наше время».)
После этого можете перейти к Украине. Подчеркните, что в этой стране сильна коррупция и плохое правительство, а потом поздравьте его с тем, что он упомянул это на встрече «Большой семерки» в Канаде. Объясните, что на Украине впустую потрачены миллиарды долларов американской помощи. Иронично спросите, почему Соединенные Штаты отдают предпочтение слабой стране, когда они могут дружить с сильной. А потом подчеркните размеры России: что она в три раза больше Украины по численности населения и в 30 раз по территории.
Посмейтесь над «Большой семеркой», назвав ее неудачницей. Скажите, что США вместо нее могли бы встречаться с Россией и Китаем на новом международном форуме — «Большой тройке». Это положит конец представлениям о США как о лидере демократических государств в нашем мире и поможет создать новый мировой порядок, основанный не на власти закона, а на праве сильного. А поскольку между США и Китаем существуют глубокие противоречия, на переговорах в рамках этого нового форума мы сможем запросить с обеих сторон очень высокую цену.
Наша главная цель на июльском саммите и наша политика в целом должны состоять в укреплении порочного круга, в котором снижается взаимное доверие и усиливается раздробленность Запада. Пока нам удается этого добиваться превыше любых ожиданий, и мы можем с уверенностью предсказать успешный исход этой встречи.