Шведские фанаты готовы к Чемпионату мира.
В России нас ждет страсть, общность, а одного одинокого болельщика из Умео — еще и 10 тысяч километров пути на поезде.
Журналисты «Афтонбладет» поговорили с семью шведскими болельщиками в преддверии Чемпионата в России. Вот их рассказы о любви, которая побеждает кое-какие разногласия.
«Многие тебя чуть ли не дураком называют, считая, что ты затеял какую-то ерунду», — говорит любитель железнодорожных путешествий Эмиль Нюгрен (Emil Nygren).
Эмиль Нюгрен проедет на поезде 10 тысяч километров
Он составил примерный план с помощью карт и пришел к ошеломительному итогу. Эмиль Нюгрен собирается проехать примерно 10 тысяч километров на поезде по России во время Чемпионата мира по футболу.
Конечно, главная цель — футбол, но возможность открыть для себя Россию тоже сильно воодушевляет.
«Меня увлекла вся эта затея. Но многие меня чуть не дурачком называют и считают, что я занимаюсь ерундой», — говорит Эмиль Нюгрен.
27-семилетний студент-медик засел у себя дома в Умео и проложил маршрут. Ушло некоторое время на то, чтобы состыковать все детали плана поездки. До отправления оставалось совсем немного, а некоторые вопросы с жильем еще не были решены.
«О некоторых городах, в которых проводятся матчи, я раньше вообще не слышал. Где примерно находится Сочи, я знал. А вот с Новгородом у меня вышла ошибка, я и не знал, что речь идет о Нижнем Новгороде. Я довольно много вечеров потратил, чтобы все спланировать», — говорит он.
Ограниченный бюджет
Самый длинный отрезок пути без остановок у него получился между Новгородом и Сочи. На него уйдет 50 часов.
«Афтонбладет»: Как ты думаешь проводить это время?
Эмиль Нюгрен: У меня спальное место… А еще я жду результатов зачета, и если они будут плохими, то у меня будет немного времени что-то подучить…
— Ты не боишься за свою безопасность?
— Нет, хотя, может, и стоило бы.
Он студент, и бюджет у него ограниченный. Хорошо, что он рано начал готовиться к путешествию. Эмилю Нюгрену удалось получить несколько бесплатных билетов на поезда, которые ФИФА предоставила в распоряжение болельщиков с билетами на матчи.
«Мысль о том, чтобы путешествовать по железной дороге, у меня появилась почти сразу, ведь это дает хорошую возможность осмотреться. Меня всегда интересовала Россия, а раньше я путешествовал на поездах по Индии, так что когда я увидел информацию о бесплатных поездах, для меня это стало выгодной альтернативой», — говорит он.
Самая большая проблема для него в связи с этим путешествием — это разлука с четырехлетним сыном Колином.
«Путешествие в Индию было первым после рождения сына. Я готов к тому, что для меня это будет тяжеловато», — говорит он.
27-летний Эмиль Нюгрен болеет за национальную сборную с детства, но на Чемпионат мира он едет в первый раз.
С юности он мечтал о возможности стать частью «желтого моря» шведских болельщиков. Среди его знакомых не нашлось никого, кто составил бы ему компанию, так что он едет один.
— Чего ты ждешь от нашей сборной?
— Я всегда немного критично относился к шведскому футболу, который не всегда радует болельщиков. Но сейчас, похоже, у нас команда стала лучше, и это здорово. Есть крепкое основание и хороший отбор игроков. Это заметно, когда заменяют защитников, а уровень игры при этом остается на той же высоте. Хотя, конечно, настоящего острия атаки, может, у нас и нет…
Семья Петерссонов
«Все сюда! В строй! Поддержи желтое и голубое, поддержи…!»
Болельщик в желто-голубом жилете ходит туда-сюда перед большой группой фанатов у Ботанического сада в Гётеборге. Он заводит, подстегивает и подбадривает людские массы. Хенрик Петерссон (Henrik Petersson) — человек, который возглавляет фанатские акции «Камп Свиден» (Camp Sweden, шведский союз болельщиков — прим. перев.).
Матч шведской сборной против Перу — последняя репетиция перед схваткой в Нижнем Новгороде, которая состоится в понедельник.
Понедельник — важный день для шведской сборной, желтых фанатов и семьи Петерссон.
Их любовь к шведской национальной сборной — семейное увлечение.
Впервые пара отправилась вместе на Чемпионат мира в 2008 году.
«Футбол стал нашей отдушиной, когда дети были маленькими. Многие пары вечно собираются провести вместе выходные или хотя бы сходить в спа, но часто все эти планы утекают в песок. А ФИФА и УЕФА назначают конкретную дату, и мы сразу после этого бронируем билеты. Один день мы смотрим матч, а в остальные знакомимся с городом, куда приехали. Пока дети были маленькими, мы нанимали няню, а когда они подросли, то стали ездить с нами», — говорит Хенрик Петерссон.
«Туда едут потому, что любят национальную сборную и любят смотреть футбол. Там у всех общая цель. Шведские болельщики известны на весь мир тем, что они честные и располагающие к себе», — говорит Сюзанна.
Если хочешь понять, что значит быть частью «желтой ударной команды», нужно просто послушать Хенрика. Когда он рассказывает о чувствах и о том, как нервничал перед отъездом из дома, на глаза наворачиваются слезы.
«У меня слезы подступают. Я немного раскис, но это очень много для меня значит. Поехать в Россию, чтобы посмотреть на шведскую сборную, действительно много значит для меня».
Но несколько дней до отъезда прошли для «Камп Свиден» в некоторой суматохе: стало известно, что выражение «желтая стена», которое часто используется для обозначения наших болельщиков, использовать нельзя.
Как «Афтонбладет» уже рассказывала вчера, это сочетание зарегистрировала как торговую марку одна компания, которая, собственно, так и называется. Сейчас между Шведским футбольным союзом и этой компанией идет юридический спор.
Сюзанна Петерссон знала об этой проблеме еще зимой, но общеизвестно это стало вчера.
«Это, конечно, печально. „Желтая стена" — общепринятое понятие и в самой Швеции и за границей. А сейчас эта компания забрала себе права на него, и это очень грустно. Всегда находится фирма, которая пользуется случаем заработать деньги, но мы решили этим вопросом не заниматься. Футбольный союз использовал словосочетание „желтая стена" гораздо дольше, и я могу понять, почему люди чувствуют себя обманутыми. Но это их дело, у нас просто нет сил с этим разбираться», — говорит Сюзанна Петерссон.
Многие болельщики обращались в связи с этим в «Камп Свиден», но Сюзанна Петерссон не думает, что этот инцидент как-то повлияет на них во время ЧМ.
«Нет, не думаю. Для большинства фанатов это не играет никакой роли. Было бы жаль, если бы это немного ослабило поддержку. Но в любом случае желтые фанаты готовы к России!»
44-летний Маттиас Юханссон хотел арендовать чартерный самолет
Его далекоидущие амбициозные планы предполагали специальный рейс из Карлстада в Нижний Новгород, чтобы посмотреть на первый матч шведов на Чемпионате мира.
Все было оговорено, но в итоге не хватило людей, который хотели бы воспользоваться такой возможностью. Не доставало 20 человек.
Так что 44-летнему Маттиасу Юханссону (Mattias Johansson) придется все-таки ехать через Стокгольм, что, конечно, делает график путешествия еще более плотным.
«Было бы увлекательно отправиться на собственном самолете. И эффективно. Там было 80 мест, и нам не хватало 20 человек, так что пришлось в итоге все отменить. Мы усиленно рекламировали эту идею, но я на самом деле думаю, что тут сыграл свою роль определенный страх перед Россией и мнение, что там не очень комфортно. Ну, это мне так кажется», — говорит он.
Запланированный чартер должен был бы обойтись в 6700 крон (примерно 47 тысяч рублей) с человека. Сейчас Маттиасу Юханссону приходится платить на несколько тысяч больше.
«Я не миллионер, но оно этих денег стоит. Это будет быстрое путешествие. Мы вылетаем в семь утра из Арланды, а возвращаемся домой в десять вечера…»
Он начал ездить на матчи в качестве болельщика в 1992 году, когда побывал на Кубке Европы. В 2018 году и речи быть не может, чтобы не поехать в Россию.
Однако он заметил, что именно перед этим Чемпионатом часть болельщиков продали билеты, которые получили по заявке.
«Я был на всех Чемпионатах мира с 2000 года. Всегда были проблемы с тем, чтобы заполучить билет. В этот раз никаких проблем не было», — говорит он.
Плотник Эрик Сильвер вытатуировал себе национальный гимн
Когда играл шведский национальный гимн перед премьерным матчем Швеции на Чемпионате мира, в такт ему стучало множество желто-голубых сердец.
Но одно стучало несколько громче остальных, и это сердце Эрика Сильвера (Eric Silfver) из Нючёпинга.
«Национальный гимн и наша сборная… Они очень много для меня значат. Игроки должны подпевать, показать, что они — часть нас, что мы все сливаемся в единой надежде», — говорит он прочувствованно.
В честь шведской национальной сборной и гимна он перед Чемпионатом мира сделал себе татуировку. Теперь он вечно будет носить с собой слова шведского гимна и эмблему Шведского футбольного союза.
«Мне показалось очень естественным сделать это. Хотелось показать, к чему больше всего лежит душа», — говорит он.
— Как люди на это реагируют?
— Кое-то сказал, что это самое красивое, что они в жизни видели. Есть и такие, кто в недоумении, зачем я это сделал. Но многие говорят, что это очень мощно и здорово.
Сильвер работает плотником в Нючёпинге, но на всю следующую неделю он взял отпуск. Вместе с четырьмя друзьями они отправляются в Россию смотреть матчи Швеции, они увидят премьерную игру Швеции против Южной Кореи.
«Я следил за играми нашей сборной с 2008 года, ездил по Европе. Это бесконечно много для меня значит. Матчи приносят столько радости и эмоций. Чистое счастье», — говорит он.
— Какие песни тебе больше всего нравятся?
— «Восстанем, желтые и голубые» (Stå upp vi är gul och blå, одна из песен шведских спортивных болельщиков — прим. перев.). Очень мощный момент, когда вступают трубы. Словами не описать. Можно плакать весь гимн, просто взрыв эмоций. Я горжусь тем, что я швед, горжусь нашей командой и всеми, кто туда поехал.
— Как тебе кажется, наши футболисты ценят то, что вы делаете?
— Думаю, что да. Они очень хорошо говорят о том, что мы много значим, что мы — 12-й игрок команды.
Житель Мальмё всегда переодевается в Пеппи Длинныйчулок
А если вы вдруг в желтом море шведских болельщиков увидите человека, одетого как Пеппи Длинныйчулок, то велика вероятность, что это будет Маттиас Энгдаль (Mattias Engdahl).
Он не хочет упустить возможность съездить на Чемпионат мира, в котором участвует Швеция.
«Это дорого, но я не вижу никаких препятствий. Я езжу практически на все отборочные и выездные матчи, — говорит он. — Это влетает в копеечку, поэтому приходится попотеть на работе больше обычного. Я работаю в магазине, но взял еще подработку в центре для детей-беженцев, и это было кстати».
На своем первом Чемпионате мира он побывал в 2006 году. Полученные там впечатления настолько глубоко проникли в его сердце, что он уже не смог остановиться.
«Там была потрясающая атмосфера. Во время матча между Швецией и Парагваем я все время был в экстазе. А еще здорово, что можно встретить так много представителей разных стран. Я просто не мог остановиться, я был на куче матчей», — говорит он.
— Ну а причем тут Пеппи Длинныйчулок?
Маттиас Энгдаль принимается рассказывать:
— Я Пеппи с детства люблю, и дочь ее любит. Моя племянница отдала свой парик Пеппи моей дочери, и она его с удовольствием носила. Но потом она подросла и перестала его надевать, так что он достался мне. Мне это кажется совершенно естественным, ведь когда я ездил на Чемпионат мира в 2006 году, у меня были длинные волосы, и я мог заплетать себе настоящие косы, а сейчас мне приходится использовать парик…
Одно из преимуществ шведской манеры болеть за свою команду, о котором говорит житель Мальмё Маттиас Энгдаль, — это хорошая атмосфера и полное отсутствие какого-либо насилия или агрессии.
У него много хороших воспоминаний. Например, из Лихтенштейна, где он был в 2015 году.
— Там есть специальное место для проведения матчей у маленького городка, мы там гуляли мимо пастбищ и коров. После матча мы с друзьями внезапно натолкнулись на автобус с лихтенштейнскими игроками. Я был переодет в Пеппи, мы забрались к ним и начали петь. Да, они нас впустили и мы пели вместе, это было здорово.
Лишь один раз, когда матч проходил в Молдавии, он оказался в ситуации, которая немного напоминала конфликт.
— Там была куча молодых людей из экстремистской группы фанатов одного клуба. Я собирался купить пива, и вдруг они меня окружили. Само собой, мне было немного не по себе. Но что они увидели? Пеппи, которая совершенно не хотела ссориться…
Маттиас Энгдаль посмотрит все три матча группового этапа, которые Швеция будет играть в России.
Он считает, что крепкие отношения между болельщиками и игроками начали развиваться с поколения U21 — того, что выиграло в 2015 году золото.
«Тогда на сцену вышли личности вроде Гвидетти. Он очень близок с фанатами, и это усиливает эмоции. Раньше тоже было хорошо, но когда появляются такие открытые игроки, это совсем другое ощущение», — говорит он.
Анн Экстранд (Ann Ekstrand), 57 лет, представительницы женской половины «желтого моря»
Заряд Чемпионата мира в Германии в 2006 году был так силен, что ей захотелось продолжать. Футбол, общность, новые друзья. Образ жизни.
У 57-летней Анн Экстранд из Стокгольма есть сезонный абонемент на матчи клуба «Юргорден» (Djurgården), но когда речь заходит о национальной сборной, дело уже не только в футболе.
Сейчас она едет в Россию, чтобы встретиться с друзьями и присоединиться к «желтому морю», а также поддержать шведскую сборную на матчах против Германии и Мексики. Она видит команду, которая превратилась в единое целое.
«Это команда, где больших звезд нет. Игроки гармонично сочетаются и сотрудничают друг с другом. Надеюсь, что мы выберемся из группы», — говорит она.
За годы, что она была футбольной болельщицей, ее увлечение футболом принимало разные формы. Она входила в правление «Камп Свиден», да и сейчас помогает им с ведением бухгалтерии.
Как и Сюзанна Петерссон, она считает, что конфликт по поводу «желтой стены» быстро рассосется.
«Я не думаю, что это на что-то повлияет. Мы здесь для того, чтобы всем вместе болеть за Швецию», — говорит она.
— Вы одна из женщин, которые ездят повсюду и участвуют в деятельности «желтых фанатов». Как вы оцениваете женскую роль?
— Вообще в основном тут, конечно, парни, но я думаю, что со временем будет все больше и больше женщин. В правлении «Камп Свиден» много женщин, да и на трибунах появляется все больше девчонок. Я не хочу сказать, что сейчас все резко изменится, но такое ощущение, что с нами ездит все больше девушек, и они представляют собой не просто приложение к парням.
«Когда будет больше женщин-болельщиц, атмосфера станет спокойнее», — добавляет она.